Рецензия 1 курс


Доцент кафедры психотерапии РМАПО
кандидат медицинских наук
Колосов В.П.

РЕЦЕНЗИЯ-ОТЗЫВ
на методическое пособие ЦПФС «ЕДИНЕНИЕ»
«Лекции первого курса»


Пособие представляет собой курс из пяти лекций, где последовательно излагается система идеологических, философских взглядов и нравственных принципов поведения, которые могут, при достаточной степени подготовки, быть восприняты учащимися и всеми интересующимися с последующим частичным или полным принятием и включением их в свою систему мировоззрения.


Актуальность подобного рода пособий, руководств, исследующих проблемы смысла человеческого существования, дающих какие-то разумные, трезвые и в то же время добрые рекомендации по глобальным вопросам Бытия, с акцентом на моральных категориях, является в наших условиях не только чрезвычайно значимым, но и, возможно, судьбоносным для государства и нации. Потеря всяких духовных ориентиров, культивирование животного потребительства средствами массовой информации, полное забвение веками, по крупицам накопленных человечеством духовных принципов гуманизма, совести, добра - доминирующие реалии нашего общества.


В стране начисто отсутствует какая-либо государственная политика совершенствования общества, идеологического воспитания его членов, не разработаны даже краткосрочные цели развития государства.


В атмосфере всеобщего кризиса массы людей испытывают состояние неуверенности, тревожности в отношении будущего. Понятно и доминирование наиболее негативных, «животных» побуждений: зависти и злобы к тем, кто присвоил себе право распоряжаться «общенародной» собственностью и нажил неправедные капиталы.


Аура духовной и экономической деструктивности, пронизывающая наше общество, несет в себе, с одной стороны, массовое нарастание социально-стрессовых болезненных расстройств (что косвенно находит свое выражение в чудовищном снижении качества жизни, всеобщем ухудшении здоровья, росте смертности, когда средний возраст жизни мужчин упал до 57 лет, гигантском усилении алкоголизации, наркотизации, самоубийств и насильственных действий самого разного толка), а с другой, чревато опасностью социальных катаклизмов, что абсолютно гибельно для страны. Жалкие и неуклюжие попытки возродить религиозность населения противоречат естественным тенденциям развития общества, науки, что четко видно на примере экономически и материально стабильных западных сообществах, где роль традиционных религии фактически сведена к ритуально-показной стороне, мало затрагивающей духовный мир человека.


Все сказанное настоятельно требует приложить максимальные усилия по формированию новых парадигм, систем, взглядов, представлений, действий, которые могли бы обеспечить общество и отдельного индивидуума позитивными точками духовной опоры, психологическими ориентирами, базирующимися на основе современных научных достижений. Многое можно заимствовать из выверенной практикой и оформленной доктрины гуманистически-экзистенциальной философии и психотерапии, которая способна заполнить духовный и психологический вакуум. Попытка сформулировать позитивную программу психофизиологического совершенствования личности, оформленная в виде курса лекций, является шагом в направлении создания новой системы ценностей, высших духовных смыслов, наполняющих жизнь человека ощущением целесообразности и внутренней значимости.


Идея, положенная авторами в основу своей системы, является отражением естественного духовного поиска, изначально присущего человеку, и реализуется через традиционные пути личного самосовершенствования. Разница состоит лишь в том, что современная наука, техника, общий уровень массового образования вывел человечество на новый, более высокий виток осознания своего места в этом мире, своего глобального предназначения и требует пересмотра отношений с Природой, обществом, друг другом.


Всё более четко выкристаллизовывается позиция, что главным в человеке является потребность в индивидуальном росте, но если раньше эта идея проецировалась сквозь призму благих пожеланий религиозного толка, то в наше время разработаны научные приемы и механизмы воспитания, коррекции и формирования более совершенной индивидуальности.


Многие положения курса Лекций могут показаться недостаточно научно выверенными и небезупречными, с точки зрения терминологии, например: концепция «Абсолюта» или трех основных центров человека, у критически настроенного исследователя может вызвать недоумение и возражения. Следует понять, что программа лекций не претендует на то, чтобы предложить строго научную и обоснованную систему, да это и невозможно в отношении таких вечных вопросов экзистенции человека, таких как - зачем он в этом мире, куда он идет, что есть жизнь и смерть, добро и зло, и даже еще более конкретных - что есть человеческое сознание, человеческая личность и др.


В Лекциях излагаются положения, суть которых в главном отражают основную тенденцию развития и совершенствования человека, а именно, идею следования природе. На смену медленному и слепому эволюционному процессу пришли попытки человека мыслящего усовершенствовать свое окружение и сделать его более благоприятным для своего существования, и, в меньшей степени, совершенствовать самого себя. В этом движении наряду с огромными успехами были допущены и грубейшие просчеты, в настоящее время поставившие вопрос о дальнейшем существовании человека как вида ввиду разрушения среды обитания.


Лейтмотивом Лекций звучит идея осознать себя неотъемлемой частью всего сущего, неважно как называемого: Абсолютом, Природой или Богом, и, следуя общим тенденциям развития, мягко и ненавязчиво позволить свободную и естественную самоактуализацию личности, лишь как-бы немного и осторожно направляя ее в позитивную сторону.


В Лекциях даются общие рекомендации по работе с бесчисленными каналами или системой отношений, которые связывают человека с окружающим миром, поясняются причины негативных явлений, таких как болезни или формирование патологических черт личности.


Не являясь в истинном смысле слова научными (т.е. не подтвержденными в точном, независимом эксперименте) концептуальными позиции, изложенные в Лекциях, остро направлены на процессы совершенствования личности, на формирование взглядов и убеждений, основанных на добре, справедливости, внутренней честности и, в то же время, здравом смысле, отвергающем «чертовщину» примитивного мистицизма, суеверий, глубоко проросших в обществе.


В целом Лекции, по идейной направленности и эмоциональной насыщенности, ориентированности на лучшие качества в человеке, являются интересной и полезной попыткой формирования у людей доминанты к духовному поиску жизненных ориентиров, которые реально помогли бы преодолеть деструктивные тенденции современного мира.