Мифы древнего Египта

Духовный мир древних египтян раскрывается нам не сразу, потому как жителю страны священного Нила не была свойственна классическая логика изложения мысли. Даже древние греки и римляне, по большей части, воспринимали египетские мифы как фантастические легенды и пытались их толковать с присущим им здравым смыслом... Подробнее>>>


Мифы и боги древнего Египта


Юлия Логинова

Духовный мир древних египтян раскрывается нам не сразу, потому как жителю страны священного Нила не была свойственна классическая логика изложения мысли. Даже древние греки и римляне, по большей части, воспринимали египетские мифы как фантастические легенды и пытались их толковать с присущим им здравым смыслом.

Египтянин жил не в мире понятий, а в мире образов и символов, которые формировали у него мифологическую картину мира, своеобразные космогонические представления. Человеку же с традиционной культурой, основанной на «классической» античности, египетская мифология сама по себе может показаться необычной, малопонятной и противоречивой.

Непоследовательность изложения египетской мифологии является закономерным следствием того, что в каждом номе (административном округе) страны вырабатывались свои версии легенд и мифов, по-разному трактующие одни и те же события. К тому же, большинство египетских богов не имели строго определённых, зафиксированных функций.

Заимствование сюжетов и образов смешивало связанные с ними различные космогонические представления, благодаря чему боги меняли свою иконографию, роли, отождествлялись между собой из-за сходства в облике, идентичности функций, созвучия имён или же, наоборот, распадались на множество ипостасей.

Однако главной причиной отождествления богов друг с другом было стремление провинциального жречества придать культу своего местного божества большую значимость в общегосударственной религии.

Чтобы разобраться в алогичности египетских представлений о мире и богах, необходимо принять к сведению, что древнеегипетский миф представляет собой вполне определённую картину окружающего мира и систему взглядов на жизнь, выраженную в символах. Так, например, египетская мистическая мифология метафорична, ибо её повествование, да и персонажи созданы таким образом, что содержат намёк на что-то другое, чем само повествование.

Иными словами, в каждом подобном повествовании имеется не только экзотерическое значение, связанное с упоминаемыми событиями и обстоятельствами, но и значение эзотерическое, или мистическое, связанное с более глубоким учением или более глубокой идеей, которые не исчерпываются канвой событий, упомянутых в рассказе.

Как же древнему египтянину удавалось верить сразу в несколько взаимоисключающих представлений об одном и том же божестве и отрицающих друг друга положений различных космогонических версий и при этом не терять общей картины мифического мира? Чтобы ответить на поставленный вопрос, возьмём, например, образ Солнца.

Для древнего египтянина символом Солнца был золотой телёнок, которого по утрам, принимая облик небесной коровы, рождает богиня неба Нут. К полудню этот телёнок становится быком – воплощением Ра, а вечером – Атумом – заходящим Солнцем – «быком своей матери», совокупляющимся с небесной коровой Нут. После чего богиня проглатывала солнечного быка, а утром вновь рождала золотого телёнка – Солнце.

В то же время Солнце – это и золотой диск, который бог Хепри, в облике жука-скарабея, утром поднимает над горизонтом и катит по небу, а в полдень – передаёт Ра. Бог Солнца Ра перевозит золотой диск в дневной Ладье Вечности на Запад и передаёт его вечернему богу Атуму, который, в свою очередь, опускает диск за горизонт. Там Солнце, находясь уже в ночной Ладье Вечности, путешествует по водам подземной реки через Загробное Царство, где умирает и вновь воскресает в образе скарабея Хепри.

Другое значение Солнца – это упомянутый нами диск. Но, согласно этому представлению, он окружён двумя богинями – кобрами Уаджет. Они символизируют собой воплощение Ока божественного Ра, а также левый глаз светоносного бога Гора-сокола, летящего на распростёртых крыльях сквозь мировое пространство. Именно светоносное начало Вселенной выражал в себе разноречивый образ Солнца.

Все эти мифологические образы и символы совершенно естественно одновременно существовали в сознании древнего египтянина. При этом, как верно заметил в своей «Мифологии в Древнем Египте» Р. Антерс: «Ни от одного египтянина не ждали, что он будет верить какому-то одному представлению о небе, ибо все представления принимались как правомерные, поскольку никакой символ не может охватить всю суть того, что он выражает, и увеличение числа символов скорее способствует лучшему пониманию, чем вводит в заблуждение». Главное, что эти противоречия не заставили египтян усомниться, что мир сотворили боги, так же как нам сейчас не приходит в голову отрицать, например, астрономию только из-за того, что современными учёными выдвинуто в этой науке множество взаимоисключающих гипотез о происхождении Вселенной.

Из-за разноплановости понимания мира египтянин воспринимал мистерии в культовых обрядах не как изображения мифологических событий, а как сами события, где действующими лицами являются боги.

Когда в похоронной церемонии «отверзания уст» мумии умершего жрец надевал маску шакалоголового бога Анубиса, он считался самим Анубисом до тех пор, пока маска была на нём. Зная наперёд всё, что должно произойти, зритель, тем не менее, искренне переживал, наблюдая за схваткой бога Солнца (которого представлял в мистерии фараон) со своим заклятым врагом – гигантским змеем Апопом. Для него это было реальное действие, происходящее здесь и сейчас, на его глазах. И сам он был участником в нём.

Что же касается сюжетов египетских мифов, то они не насыщены увлекательными приключениями. Они статичны и монументальны, в них преобладают рассуждения богов, величественные монологи и гимны. Основным содержанием мифов являются не сами события, а определённый подтекст, стоящий за ними. Смысл этого подтекста заключается в принятии человеком раз и навсегда заведённого богиней правды (Маат) порядка, в подчинении ему, в отказе от попыток изменить что-либо в этом мире, ибо любые перемены, считали египтяне, будут только к худшему.

Что же это за порядок устройства мира и Космоса? Он отражён в мифах. И в главном, основополагающем из них, раскрывается тема сотворения мира, людей. Общей для всех космогонических концепций Египта была идея о том, что сотворению предшествовал Изначальный Хаос, погружённый в вечную тьму, который назывался Нун. Он – бескрайний, неподвижный, окутанный непроглядной тьмой Океан. Первым из Него появился Тот, которого называли Неб-ер-чером. Египтяне верили в Него как в Единого Бога, самосущего, бессмертного, невидимого, вечного, всезнающего, всемогущего, непостижимого, творца неба, земли и подземного мира, моря и суши, мужчин и женщин, животных и птиц, рыб и пресмыкающихся, деревьев и растений, а также бестелесных существ – вестников, исполняющих Волю и Слово Бога. Имя этого Бога означает «Владыка до самого крайнего предела». Причём, данное слово «предел» относится и ко времени, и к пространству, поэтому Неб-ер-чер является Вечным Богом Вселенной, который сотворил мир. Далее мы рассмотрим один из вариантов мифа о сотворении мира, он изложен в папирусе «Книга познания развития Ра и о низвержении Апопа».

Итак, однажды у Неб-ер-чера возникло желание создать мир. Для этого он принял образ бога Хепри (по-древнеегипетски это слово означает «возникать» и изображается жуком-скарабеем). Когда произошло превращение Неб-ер-чера в Хепри, небо и земля ещё не были созданы, существовал только Первичный Океан – Нун. В этом океане, Хаосе находились зародыши всех сущих вещей, пребывающих в состоянии инертности и беспомощности. Из этого океана и поднялся Хепри. Таким образом, Он перешёл из пассивного и инертного состояния бытия в творческое и активное.

Как только Хепри поднялся из океана Нун, Он оказался в огромном пустом пространстве, в котором не было ничего, на что Он мог бы опереться. Тогда Ои стал произносить название вещей или мест, и они стали появляться из небытия. Первым произнесённым словом Бог создал Холм Бен-Бен –
Изначальный Холм. Обретя, таким образом, под ногами землю, Создатель стал размышлять о том, что Ему делать дальше. В приведении в порядок мыслей Ему помогала богиня Маат, которая обычно считалась богиней закона, мирового порядка и истины и была женой бога мудрости –
Тота, «сердцем бога Ра». После долгих размышлений Атум-Ра-Хе приступил к сотворению мира. Он сотворил в начале бога ветра и воздуха – Шу, затем – богиню влаги Тефнут, которая, как и богиня Маат, считалась богиней мирового порядка. Первозданный океан Нун, увидев Шу и Тефнут, воскликнул: «Да здравствуют они!»

Но свет ещё не был создан. Повсюду царили мрак и тьма; в этом Первозданном Океане и затерялись дети Атума – Шу и Тефнут. Тогда бог послал на их поиски своё Око, которое так долго не возвращалось, что Атуму пришлось создать новое Око.

Старое, тем временем, нашло детей и привело их обратно. От радости Атум заплакал. Его слёзы упали на Холм Бен-Бен и превратились в людей. Старое Око разгневалось, увидев, что Атум создал новое. Чтобы успокоить своё Око, Бог поместил его себе на лоб и поручил ему великую миссию –
быть своим хранителем и хранителем установленного им и богиней Маат миропорядка. С тех пор Солнечное Око в виде змеи-кобры (урей) стали носить на коронах боги, а потом фараоны, унаследовавшие от богов земную власть. Помещённый на лоб или корону, урей испускал ослепительные лучи, испепеляющие встретившихся на их пути врагов, выступавших против заведённого порядка вещей.

Найденные Шу и Тефнут соединились, и их потомством явились бог земли Геб и богиня неба Нут. Последние даже в чреве матери очень любили друг друга и появились на свет крепко обнявшись. Поэтому считалось, что когда-то, в начале творения, небо и земля были слиты воедино. Нут по вечерам рождала звёзды, а утром проглатывала их. Так продолжалось изо дня в день, до тех пор, пока из-за того, что Нут поедала своих детей, Геб не рассорился с ней.

Владыке Всего Сущего пришлось вмешаться в эту ссору. Он призвал к себе Шу и велел ему разъединить объятия Геба и Нут –
разделить небо и землю. Так Нут вознеслась, приняв облик Небесной Коровы. Чтобы Она не упала обратно на землю, Шу держит свою дочь днём. Поэтому и одна из эмблем Шу – четыре пера, символические колонны, которые поддерживают небосвод. Ночью Он опускает Её обратно, но утром Нут покидает Геба и рождает солнечный диск…

Время, когда на земле правила эта пятёрка богов Хепри: Ра-Атум, Шу и Тефнут, Нут и Геб, было началом Золотого века. В те времена в солнечном году было же столько же дней, сколько и в лунном – 360. Так было бы и по сей день, если бы не Ра. Узнав, что Нут по ночам всё равно сожительствовала с Гебом, Он пришел в неистовство (Ра был очень ревнив) и наложил проклятие на все 360 дней года.

Отныне Нут не могла родить детей ни в один из этих дней. Тогда Нут обратилась к Тоту –
богу мудрости, моля его о помощи. Хотя проклятие, наложенное Ра, не мог отменить никто, Тот, недаром Он слыл мудрейшим, нашёл выход. В облике ибиса Он полетел в гости к Луне и предложил ей сыграть с ним в сенет, – игру; подобную шашкам, – на 1/72 часть дня лунного года. Тот, конечно, выиграл все партии, и Луне пришлось расплачиваться. Выигрыш составил ровно пять суток, которые Тот прибавил к 360 дням лунного года и получил солнечный год в 365 дней. Новые дни Он посвятил Ра. Не станет же Всемогущий проклинать дни, которые были посвящены Ему. Отныне богиня неба могла рождать по одному ребёнку в каждый из пяти предновогодних дней.

Воспользовавшись этим, Нут в первый же день произвела на свет Осириса, сына Ра. Во второй день от Неё родился Хор Бехдетский (Хор Старший), тоже сын Ра. В третий – сын Геба Сет (Сутех). Это был бог в виде человека со звериной мордой с красными волосами (цвет пустыни), повелитель стихийных бедствий, засухи, мрака, войны и других бедствий. Сет олицетворял злое начало. Даже появился Он, согласно преданию, из бока матери Нут раньше положенного Ему срока. В четвёртый день родилась дочь Тота Исида, богиня супружеской верности, материнства и любви, защитница умерших на Загробном Суде. Одновременно, Она была богиней магии и колдовства. Подобно матери, своего брата и мужа Осириса Исида полюбила ещё до рождения, когда пребывала в чреве Нут. И наконец, в пятый день появилась дочь Геба Нефтида. Она была сестра и жена Сета, как и Исида, – покровительница умерших людей. Эти боги составляли известную Гелиопольскую Эннеаду или Великую Девятку богов, в которой особенно выделялся Осирис.

Считалось, что когда Осирис появился на свет, голос свыше возвестил: «Люди и боги! В мир пришел властелин Всего!». Ибо Осирис –
сын Ра, созданный из той же светоносной субстанции, что и Великий Бог, сотворивший мир. Вот почему рождение Осириса возвестило людям о появлении благодетеля человечества. Миф о Его присутствии на земле – один их важнейших мифов Древнего Египта.

Осирис, унаследовав престол своего земного отца Геба, стал мирским владыкой, царём. В те времена египтяне были ещё варварами и людоедами, поэтому царь Осирис занялся их обучением. Он разъяснил им, что можно употреблять в пищу и чего нельзя, установил для них свод законов, научил строить ирригационные каналы, орошать поля, выращивать урожай и поклоняться богам.

Мудрый Тот помогал при этом Осирису в просветительской деятельности. Бог Тот дал людям язык и письменность, придумал для них имена, а для вещей – названия. Он обучил египтян ремёслам, зодчеству и искусствам. Подобное правление в Египте происходило без всякого насилия. При царе Осирисе и Его божественном помощнике Тоте не было войн.

Тогда в страну пришло полное благополучие и установился угодный богам порядок, Осирис решил отправиться в путешествие по соседним странам, чтобы приобщить и другие народы к праведной жизни. Оставив трон на попечение своей сестры и жены Исиды, Он в сопровождении свиты младших богов, певцов и музыкантов тронулся в миссионерский путь. Со своей свитой Он побывал в Средней Азии, Индии, обошёл средиземноморское побережье Европы.

На этом пути Осирис улучшал окружающий мир, подчиняя себе все народы и племена, при этом не применяя силу, а покоряя людей только красноречием и благородными делами. Покуда Осирис путешествовал, Исида правила Египтом. При помощи Тота Она обучила людей магии, медицине, священным заклинаниям, собирательству лекарственных трав, передала женщинам умение вести домашнее хозяйство и заботиться о семье.

Тайно влюблённый в Исиду Сет решил убить своего брата Осириса и захватить его трон, когда тот вернётся на родину. Для этого Сет придумал хитроумный план. Тайком Он измерил рост Осириса и, в соответствии снятой мерке, изготовил очень красивый сундук, пышно украсив его.

Когда сундук был готов, Сет со своими сообщниками устроил званый пир, на который и пригласил Осириса. В разгар празднества Сет принёс в пиршественную залу сундук и, после того как все присутствующие высказали своё восхищение им, пообещал отдать сундук тому, кому он подойдёт по размеру. Все собравшиеся по очереди стали примерять его на себя, но он не годился ни для кого из них. Последним в сундук лёг Осирис, и тут заговорщики бросились к нему, захлопнули крышку и отнесли сундук к Нилу, где и бросили в воду. Речные волны вынесли ящик с телом Осириса в море, но ветром и волнами его прибило к берегам египетского Библа. Там сундук застрял в кусте тамариска, который со временем вырос, превратившись в большое, красивое дерево. Ветви его обвились вокруг ящика, укрыв со всех сторон, что за роскошным стволом его не стало видно.

Прогуливаясь по берегу, где рос тамариск, царь Библа Гебала увидел это прекрасное дерево и повелел его срубить, сделав колонну для своего дворца.

Узнав о постигшем Осириса несчастии, Исида немедленно постригла волосы, облачилась в траурные одежды и отправилась искать мужа. Она скиталась по всей стране в поисках сундука, встревоженная и растерянная, расспрашивая каждого встречного, не знают ли они, что стало с ним.

Случилось так, что дети видели, как соучастники Сета обошлись с телом, и сообщили Ей, в каком месте ящик был сброшен в море. Дальнейшая судьба Осириса стала известна Исиде уже от вездесущих демонов. Она немедленно отправилась в Библ и сидела там у водного источника, пока не увидела служанок царицы Астарты. Исида вступила с ними в разговор. Через служанок, которым Исида очень понравилась, Она попала во дворец Малакандра, где стала нянькой и кормилицей царского сына.

Когда царская чета узнала о горе божественной Исиды, то отдала ей колонну из тамариска, поддерживающую свод дворца. Богиня вырвала колонну из земли, разрубила ствол дерева и извлекла на свет сундук с телом Осириса.

По возвращении в Египет, Исида спрятала сундук в Дельте Нила, в зарослях камыша. Однако, случилось несчастье... Сет, охотившийся при свете луны, случайно наткнулся на ящик. Узнав лежащее в нём тело, Он пришел в ярость и разрубил его на куски, разбросал их в разные части страны (их было четырнадцать, по количеству дней убывающей луны). Узнав о новой беде, Исида вместе со своей сестрой Нефтидой и шаколоподобным богом Анубисом отправилась на поиски останков любимого супруга. Поиски частей тела продолжались двенадцать дней. И были найдены все части, кроме фаллоса. Исида сложила тело своего мужа, вылепила фаллос из глины, освятила его и прирастила к собранному Осирису, потом смазала труп «божественными маслами», предохранив его тем самым от тления. Исиде в создании этой первой на земле мумии помогали Нефтида, Тот и Анубис, который был знатоком секретов бальзамирования.

Исида горевала, что при жизни Осириса не успела родить сына. Но, зная магию и тайны колдовства, Она решила исправить создавшееся положение дел. Для этого Она превратилась в самку коршуна – птицу Хат – и распростёрла крылья над мумией. Удары Её крыльев порождали ветер, а сияющее оперенье излучало свет. Исида произнесла известные от бога Тота «слова власти», с помощью которых, – как повествует «Папирус Хунефера», – «Она побудила его, распростёртого, чьё сердце было недвижно, и взяла от существа его, и зачала, и родила от него ребёнка». Так появился на свет Гор.

Родив Гора, Исида в тайне ото всех вскармливала Его и с нетерпением ждала дня, когда Он займёт место отца на земном троне и отомстит за Его гибель. Ибо никто другой не решался оспаривать престол у могущественного Сета. Когда, наконец, Гор превратился во взрослого юношу, Он действительно вступил в жестокую битву с Сетом. Но Сету удалось вырвать глаз Гора и разрубить его на 64 части. Только бог Тот смог отыскать изрубленный глаз Гора, срастить его и вернуть владельцу.

Заполучив глаз обратно, Гор оправился к мумии отца и дал мёртвому Осирису проглотить его. Так Осирис воскрес, но не в «реальном» мире, а потустороннем, в Дуате, где стал Царём. Подобно Ему, в Загробном Царстве воскресает каждый египтянин, если его тело мумифицируют и сохраняют.

С тех пор Гор много раз вступал в борьбу с братоубийцей Сетом, пытаясь отомстить Ему за смерть своего отца Осириса, и каждый раз победа оказывалась на Его стороне. Однажды Он даже разрубил на куски тело Сета, принявшего облик гиппопотама. Но убить Сета сын Исиды так и не смог. Всякий раз противнику, не уступавшему корону и власть в Египте, удавалось спастись и излечиться от ран. Однако Гор считал, что трон Осириса и сан владыки Египта по праву принадлежит Ему. Поэтому после многочисленных битв претенденты на престол решили, наконец, обратиться к суду богов, чтобы Великая Девятка разрешила их спор, длившейся к этому времени уже восемьдесят лет.

Суд богов заседал много раз, принимая решения то в пользу Гора, то в пользу Сета. Но после гневного и решительного слова Осириса в защиту своего сына, чаша весов окончательно склонилась на сторону Гора. Боги вынуждены были принять Его правоту. Так Сет проиграл тяжбу, но гордость не позволяла ему предпочесть легальный суд состязанию. Он потребовал новой битвы, в которой Гор вновь одержал победу над Ним, поразив Его огненным копьём. Престол Осириса был окончательно передан Гору, а Сета Великий Ра забрал к себе.

Вступив в права земного владыки, Гор восстановил миропорядок (Маат), правосудие, заново отстроил храмы и святилища, разрушенные Сетом, объединил Север и Юг – Нижний и Верхний Египет. Когда же кончилось время Его правления, прошёл Золотой Век, Гор оставил трон Двух Земель и, подобно Сету, присоединился к свите Ра в Ладье Вечности, а земной престол перешёл к «воплощениям Гора» –
фараонам.

Ладья не всегда путешествовала по небу. Лишь только тогда, когда состарившийся Ра покинул людей и вознёсся на небеса, богиня Маат установила новый мировой порядок. Отныне и навсегда Он стал во главе богов, перевозящих по небесной реке Солнце: днём – с востока на запад, а ночью –
с запада на восток, к месту восхода. В его распоряжении были две Ладьи: одна дневная –
Манджед, другая ночная –
Месктот. Во время этого путешествия Ра восседал на золотом троне посреди священной Ладьи в окружении богов.

Дневное путешествие Ра было полно опасностей. Смертельный враг Солнца, гигантский змей Апоп –
воплощение сил зла, подстерегал Ладью Вечности, затаясь в небесной реке, и, едва завидев, бросался на неё. Бог Солнца с помощью богов, окружавших Его, одерживал победу со змеем и низвергал Его в бездну, в пучину вод. Но иногда змею всё-таки удавалось взять верх. В такие дни наступало ненастье, тучи заволакивали небо, а из пустыни налетал горячий ветер – хамсин. Очень редко Апопу удавалось проглотить Ладью, и тогда наступало солнечное затмение.

Когда завершалось дневное путешествие по небесной реке, Ладья Манджед подплывала к западным горам. В них находятся врата, ведущие в Загробный Мир. Возле этих гор, под торжествующее пение богов, Ра покидал свою дневную Ладью и переходил на ночную –
Месктет. В ней начиналось плавание по той части Великой Реки, которая протекает через Дуат.

Итак, путь Ночной Ладьи проходил по запредельному миру, царству мёртвых. Это путь, где не действовала логика будничного мира, где исчезали привычные представления людей о пространстве и времени, где властвовала вечность. Наверно, поэтому главной темой практически всех описаний «Путешествия Ра» является мысль о том, что существование в мире – процесс цикличный. Жизнь порождает смерть, а смерть –
жизнь. Это единство выражено сразу в двух главных божествах египетского пантеона. Первое – Ра – живой бог, который спускается в царство мертвых, вступает в смертельную борьбу с силами мрака и покоряет их, с помощью разума и магии. Второе – Осирис, умирающий и воскресающий бог.

Подземная долина Нила разделена на двенадцать частей, соответствующих двенадцати часам ночи. Они были отражением египетских провинций, номов. Каждую такую провинцию Ладья проплывала строго в определённый час, проходя через врата, которые охраняются чудовищами и огнедышащими змеями.

Самостоятельно Ра не мог преодолеть ни одного препятствия. Для этого Ему нужны были помощники, знающие волшебные заклинания и имена демонов, но особенно – Хека, бог волшебства и магии. Он придавал заклинаниям открытия врат магическую силу. Врата же охраняли боги Нехебкау – повелитель времени и покровитель урожая, и волк Упуат – «Открывающий пути» – воинственный, вооруженный «до зубов» бог. После открытия они присоединялись к свите Ра и сопровождали Владыку через все двенадцать провинций подземного мира.

Сам Дуат (Западная Страна) подчинялась Осирису, как владыке загробного царства и всех умерших. Там Ра, как и любой душе после смерти, приходилось преодолевать на своём пути всевозможные препятствия и опасности, подстерегавшие путешествующих по загробному миру, чтобы в пятом часу ночи попасть в «Великий Чертог Двух Истин». В этом чертоге Осирис вершил Суд над умершими. А после Суда для Ра наступал час встречи со змеем Апопом. Апоп еженощно подстерегает Ладью. Завидев её, он разевает свою гигантскую пасть и в один миг выпивает всю воду подземного Нила. Ладья ложится днищем на дно, и богам, под предводительством Ра, приходится вступать в битву с Апопом. Они вонзают в Его гигантское туловище копья и заставляют изрыгнуть проглоченную Им воду. Израненный змей скрывается в пучине подземного Нила и до следующей ночи залечивает там свои раны.

Подобный путь предстояло пройти и умершему египтянину. Умирая, он верил, что к нему будет символически отнесено всё сделанное богами для Осириса. Поэтому, расставаясь со своим физическим телом, он полагал, что, как и бог, он восстанет из мёртвых, унаследует вечную жизнь, а одна из его душ станет сопровождать Ра в Ладье Вечности. Египтяне полагали, что у конкретного человека, да и у всех богов, есть несколько душ, и каждая имеет собственный облик.

Физическое тело египтяне называли ХАТ. Это слово обозначает то, чему присуще разложение. Разлагающееся тело помещали в гробницу после мумификации и предохраняли от разрушения с помощью амулетов, магических церемоний, молитв и формул. Даже бог Осирис имел ХАТ.

В противоположность этому, существовало Духовное тело – САХ. Оно служило обиталищем души. И развивалось оно из материального тела с помощью молитв и ритуалов, исполняемых у могилы назначенными для того жрецами. САХ было вечным, не подвергалось разложению, состоя из непостижимой духовности человека.

С физическим телом был связан КА или двойник человека, внешне, да и по существу, очень похожий на него. Под Ка подразумевалась жизненная сила; отличающая одушевлённые предметы от неодушевленных. Такая сила рождалась и росла вместе с человеком, имела его достоинства и недостатки, являясь одновременно духовной его силой, ангелом-хранителем.

Следующей составляющей человека была ШУИТ – тень. ШУИТ тесно связана с КА и считалась неотъемлемой частью человека. Как и КА, она тоже питалась подношениями, оставленными в гробнице человека, которому принадлежала. Подобно КА, она существовала отдельно от тела и могла свободно передвигаться там, где ей вздумается.

Похоже, обстояло дело и с БА, душей сердца. Она – «величественная», «благородная» сущность, живущая в КА. В воззрениях египтян, БА, благодаря эфирной природе, обладает способностью становиться телесной или бестелесной, по своему желанию. Часто БА изображалась в виде сокола с головой человека.

Само же сердце – АБ было тесно связано с душой. Оно почиталось источником не только природной, естественной жизни человека, но и его моральных качеств. Поэтому сохранению сердца придавалось огромное значение, ибо на Суде оно представляло единственную часть тела, которая подвергалась специальной проверке. Отсюда АБ египтяне рассматривали как центр духовной жизни и мышления, а также как орган, в котором запечатлеваются пороки и добродетели.

Духовный разум египтяне называли АХ (или ХУ). Буквально, это – «Просветлённый», «Блаженный». АХ считалась эфирным существом, т.е., по сути, той самой душой, которая не может умереть ни при каких обстоятельствах. Она обитала в САХу, духовном теле человека, и имела вид сияющего, светящегося и неосязаемого контура тела.

Другая важная часть человеческой сущности называлась СЕХЕМ. Буквально, это означает «властвовать над чем-либо». Так выражалась воля, бестелесная жизненная энергия человека, обитающая после смерти, как одна из его душ, в Полях Налу (египетском Раю) среди духов.

Однако, чтоб человеку попасть в Поля, ему нужно быть представленным богам. Поэтому, как одну из наиболее важных составных частей его сущности, нам следует назвать РЕН –
имя. Силой слова Ра творил мир, давал вещам их имена, тем самым определяя место их в мироздании. И поскольку ни одна из сотворённых вещей не может существовать без имени, человек, не имеющий его, с точки зрения божественных сил, находился в худшем положении, чем самый ничтожный неодушевленный предмет.

Действительно, египтяне придавали имени большое значение, думали, что при уничтожении такового разрушается сущность человека, ибо безымянное существо не может быть представлено богам. Естественно, РЕН был тесно связан и с индивидуальностью. Так, например, стражи, охраняющие врата Дуата, не распахнули бы их перед Ладьей Вечности, если бы из неё не были названы бы имена огнедышащих охранников. Ведь только поэтому они беспрекословно подчиняются солнечному богу.

Итак, сила и развитие душ человека обеспечивало его существование в загробном мире. Их сохранению, питанию, ритуальному укреплению каждой в отдельности уделялось огромное значение в Египте. Когда, например, душа сердца (БА) покидала тело, то это расценивалось как смерть. Оплакав умершего, его родственники относили труп в «Дом золота» к бальзамировщикам, которые в течение десяти дней должны были изготовить из него мумию. Вначале они вскрывали тело, вынимали из него внутренности и опускали их в погребальные сосуды – канопы.

Затем специалисты приступали к ритуальной мумификации. Жрецы-бальзамировщики принимали облики Анубиса и сыновей Гора, их окружали специальные плакальщицы –
«Исида и Нефтида». Все материалы, используемые ими для бальзамирования, считались возникшими из слез богов по убитому Осирису, с которым отождествлялся теперь умерший. На сердце покойного клали амулет с изображением скарабея, что обеспечивало его воскрешение. Родные и близкие усопшего внимательно следили, чтобы все подобные обряды были выполнены надлежащим образом. В противном случае, КА покойного может быть оскорблен и, превратившись в злобного демона, станет вечно преследовать род, насылая беды на головы потомков.

По прошествии традиционных семидесяти дней, умершего, наконец, клали в гроб, на стенках которого (с внутренней стороны) были изображены боги, способные проводить покойного в Дуат.

После этого египтянину предстояло ещё осилить полный опасностей путь в Дуат, пройти через множество охраняемых огнедышащими чудовищами врат, прежде чем он мог переступить порог Великого Чертога. Его путь будет во всём подобен описанному выше ежедневному пути Ра, пока он не придёт на Суд Осириса.