Даосизм

 Даосизм

 

Философия Даосизма
Даосизм в Цинь-Хань (I в. до н.э. - III в. н.э.)
Теократическое государство даосов
Крестьянское даосское восстание «Желтых повязок»
Даосизм о достижении бессмертия
Псевдонауки даосов

Пантеон Даосизма
Великие мыслители востока - Лао Цзы
"Дао Дэ Цзин"
Дао и Дэ
Критика Лао-Цзы конфуцианства
Склонность к Инь

Даосизм – учение, ставившее своей целью раскрыть перед человеком тайны мироздания, вечные проблемы жизни и смерти.

Философия Даосизма

Даосизм возник в чжоуском Китае практически одновременно с учением Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины. Основателем философии даосов считается древнекитайский философ Лао-цзы. Старший современник Конфуция, о котором - в отличие от Конфуция - в источниках нет достоверных сведений ни исторического, ни биографического характера, Лао-цзы считается современными исследователями фигурой легендарной. Легенды повествуют о его чудесном рождении (мать носила его несколько десятков лет и родила стариком - откуда и имя его, "Старый ребенок", хотя тот же знак цзы означал одновременно и понятие "философ", так что имя его можно переводить как "Старый философ") и о его уходе из Китая. Идя на запад, Лао-цзы любезно согласился оставить смотрителю пограничной заставы свое сочинение - Дао-дэ цзин. В трактате Дао-дэ цзин (середина III в. до н.э.) излагаются основы даосизма, философии Лао-цзы.

В центре доктрины - учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним - в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляется же Дао через свою эманацию - через дэ, и если Дао все порождает, то дэ все вскармливает.

Даосизм в Цинь-Хань (I в. до н.э. - III в. н.э.)

Проповедь долголетия и бессмертия обеспечила даосским проповедникам популярность в народе и благосклонность императоров, отнюдь не безразличных к своей жизни и смерти. Насколько можно судить, первым, кто соблазнился этой идеей, был объединитель Китая Цинь Ши-хуанди. Даосский маг Сюй Ши поведал ему о волшебных островах, где есть эликсир бессмертия. Император снарядил экспедицию, которая, как и следовало ожидать, провалилась (Сюй Ши сослался на то, что обилие акул помешало ему пристать к острову). Так же кончались и другие экспедиции за волшебными снадобьями. Разгневанный император нередко казнил неудачников, но тут же посылал других в новый поход, не ставя под сомнение саму идею. Первые ханьские императоры, особенно могущественный У-ди, продолжали эту традицию: снаряжали экспедиции, поддерживали даосских магов, щедро жертвовали деньги на их работы над пилюлями и эликсирами. Официальная поддержка помогла даосизму выжить и даже укрепиться в условиях господства конфуцианства.

Но, выстояв, даосизм довольно сильно изменился. Общефилософские метафизические спекуляции на тему о Дао и дэ были отодвинуты на задний план, как и идея отшельничества с его принципом увэй (недеяния). Зато на передний план вышли многочисленные даосские проповедники, примкнувшие к даосизму знахари и шаманы, которые не только резко усилили свою активность, но и умело синтезировали некоторые философские идеи даосизма с примитивными верованиями и суевериями крестьянских масс.

В частности, для этого были использованы многие давно полузабытые или заново привнесенные в Китай извне мифы. Так, например, с помощью даосов получил широкое распространение миф о богине бессмертия Сиванму, в саду которой где-то на западе будто бы цветут раз в 3000 лет персики бессмертия. Получил распространение и миф о первочеловеке Паньгу.

Теократическое государство даосов

"Государство" даосских пап-патриархов, передававших свою власть по наследству, просуществовало в Китае вплоть до недав­него времени (63-й даосский папа из рода Чжанов после 1949 г. переехал на Тайвань). В начале оно было строго организовано и состояло из 24 религиозных общин, возглавляемых наследственно правившими «епископами». Вся власть в каждой из общин принадлежала группе духовных наставников-даосов во главе с "епископом", причем все сектанты повиновались им беспрекословно. Жизнь в общинах даосов была организована таким образом, чтобы каждый мог очиститься, покаяться и, пройдя через серию постов и обрядов, подготовить себя к бессмертию.

Несмотря на важную роль наследственной теократии Чжанов и связанных с ней различных даосских сект, главам которых нередко приписывались чудодейственная сила и даже власть над демонами и духами, все они были лишь высшей духовной инстанцией, своеобразными хранителями принципов и догматов учения.

Крестьянское даосское восстание «Желтых повязок»

Конец династии Хань был ознаменован в Китае кризисом и политическим упадком, отягощенным еще и стихийным бедствием - эпидемией, во время которой даосский маг Чжан Цзюэ прославился в народе тем, что чарами и заклинаниями излечивал больных. Огромные толпы обезумевших от горя и бедствий людей повалили к нему, и вскоре маг оказался во главе могущественной секты почти по-военному организованных ревностных последователей новой религии.

С головокружительной быстротой даосизм из респектабельного учения придворных алхимиков и проповедников бессмертия превратился в знамя обездоленных и угнетенных. В даосском трактате Тайпинцзин (Книга о великом равенстве) теоретически обосновывались политика и практика апеллировавших к массам даосов. Как это не раз бывало в истории, новая религия заявила о себе мощным революционным взрывом - восстанием «Желтых повязок».

Секта Чжан Цзюэ ставила своей целью свержение существующего строя и замену его царством Великого Равенства (тай-пин). Хотя конкретные очертания этого царства представлялись лидерам секты весьма смутно, требования обездоленного крестьянства были учтены ими в первую очередь. Чжан Цзюэ и его помощники провозгласили 184-й год, год начала нового 60-летнего цикла, игравшего в Китае роль века, началом эпохи нового "Желтого Неба", которое принесет миру радость, счастье и навсегда покончит с эрой "Синего Неба", ставшего символом зла и несправедливости ханьского времени. В знак своей приверженности новым идеям повстанцы надевали на голову желтые повязки.

Разумеется, все это - как и подготовка к восстанию - было хорошо известно властям. Начались жестокие преследования сектантов. Вскоре их преждевременно поднятое восстание было подавлено, а оставшиеся в живых последователи погибшего Чжан Цзюэ бежали на запад, где в горных пограничных районах Китая действовала другая мощная даосская секта, "Удоуми-дао", во главе с Чжан Лу, внуком знаменитого даосского мага Чжан Дао-лина, который считается основателем даосской религии. Усиленная остатками восставших, секта Чжан Лу вскоре, особенно в связи с окончательным крушением династии Хань и началом эры межвластия, периода Южных и Северных династий (III-VI вв.), превратилась в фактически самостоятельное теократическое образование, сумевшее добиться определенной автономии; с ним впоследствии считались официальные китайские власти.

Даосская религия за своё почти 2000-летнее существование не создала стройной церковной структуры: организационная слабость религиозного даосизма способствовала проникновению этой религии во все поры китайского общества.

Даосизм о достижении бессмертия

Тело человека являет собой микрокосм, который, в принципе, следует уподобить макрокосму, т.е. Вселенной. Подобно тому, как Вселенная функционирует в ходе взаимодействия Неба и Земли, сил инь и ян, имеет звезды, планеты и т.п., организм человека - это тоже скопление духов и божественных сил, результат взаимодействия мужского и женского начал. Стремящийся к достижению бессмертия должен прежде всего постараться создать для всех этих духов-монад (их 36 тыс.) такие условия, чтобы они не пожелали покинуть тело. Еще лучше специальными средствами усилить их позиции, дабы они стали преобладающим элементом тела, вследствие чего тело дематериализуется и человек становится бессмертным. Но как достичь этого?

Прежде всего, даосы предлагали ограничение в еде - путь, до предела изученный индийскими аскетами-отшельниками. Кандидат в бессмертные должен был отказаться вначале от мяса и вина, потом вообще от любой грубой и пряной пищи (духи не выносят запаха крови и вообще никаких резких запахов), затем от овощей и зерна, которые все же укрепляют материальное начало в организме. Постепенно удлиняя перерывы между приемами пищи, следовало научиться обходиться совсем немногим - легкими фруктовыми суфле, пилюлями и микстурами из орехов, корицы, ревеня и т.п. Специальные снадобья готовились по строгим рецептам, ибо их состав определялся и магической силой ингредиентов. Следовало также научиться утолять голод с помощью собственной слюны.
Другим важным элементом достижения бессмертия были физические и дыхательные упражнения, начиная от невинных движений и поз (позы тигра, оленя, аиста, черепахи) до инструкций по общению между полами. В комплекс этих упражнений входило постукивание зубами, потирание висков, взъерошивание волос, а также умение владеть своим дыханием, задерживать его, превращать в едва заметное – "утробное". Чтобы стать бессмертным, кандидат должен был совершить не менее 1200 добродетельных акций. При этом даже один безнравственный поступок сводил все на нет.

Псевдонауки даосов

Увлечение волшебными эликсирами и пилюлями в средневековом Китае вызвало бурное развитие алхимии. Получавшие средства от императоров даосы-алхимики упорно работали над трансмутацией металлов, над обработкой минералов и продуктов органического мира, выдумывая всё новые способы приготовления волшебных препаратов. В китайской алхимии, как в арабской или европейской, в ходе бесчисленных опытов по методу проб и ошибок совершались и полезные побочные открытия (например, был открыт порох).

В их числе была и астрология - наука, которой занимались еще древние конфуцианцы. В отличие от конфуцианцев, бдительно следивших за светилами и использовавших их перемещения и небесные феномены в политической борьбе, даосы видели в астрологии возможности для гаданий и предсказаний. Хорошо зная небосвод, расположение звезд и планет, даосы составили немало астрологических карт, атласов и календарей, с помощью которых делали выводы о том, под какой звездой человек родился, какова его судьба и т.п. Став в средневековом Китае монополистами в области оккультных наук, даосы составляли гороскопы и делали предсказания; причем без совета даосского гадателя никто обычно не начинал серьезного дела, а женитьба в Китае всегда начиналась с обмена гороскопами, точнее, с присылки гороскопа невесты в дом жениха.

Одной из популярных оккультных наук была геомантия (фэн-шуй). Связав небесные явления, звезды и планеты со знаками зодиака и странами света, с космическими силами и символами (Небо, 3емля, инь, ян, пять первоэлементов и т.п.), геоманты разработали сложную систему взаимодействия между этими силами и земным рельефом. Только при благоприятном сочетании небесных сил участок земли считался подходящим для строительства, устройства могилы или приобретения в собственность. Даосская геомантия всегда имела успех: даже самые утонченные, рафинированные и презиравшие суеверия конфуцианцы не пренебрегали ею. Напротив, в необходимых случаях они обращались к даосам-гадателям за советом и содействием. Даосские гадатели обставляли всю процедуру гадания с величайшей тщательностью и серьезностью. Показательно, что компас, одно из величайших изобретений китайцев, появился именно в недрах геомантии и для ее нужд, т.е. для ориентировки на местности.

Многое сделали даосы для китайской медицины. Опираясь на практический опыт знахарей-шаманов и придав этому опыту свои мистические выкладки и магические приемы, даосы в процессе поисков бессмертия познакомились с анатомией и функциями человеческого организма. Хотя научную основу физиологии человека они не знали, многие их рекомендации, лечебные средства и методы оказывались достаточно обоснованными и давали положительные результаты. Однако следует заметить, что сами даосы, да и их пациенты, всегда больше надежд возлагали не на лекарственные препараты, а на сопровождавшие их магические приемы и заклинания, на обереги и талисманы, на волшебные свойства некоторых предметов, например, бронзовых зеркал, выявлять нечистую силу. Кстати, все болезни даосы считали наказанием за грехи, и больные для своего блага должны были не столько лечиться, сколько "очищаться" с помощью даосского мага.

Пантеон Даосизма

Включивший в себя со временем все древние культы и суеверия, верования и обряды, всех божеств и духов, героев и бессмертных, эклектичный и неразборчивый даосизм легко удовлетворял самые разнообразные потребности населения. В его пантеон наряду с главами религиозных доктрин (Лао-цзы, Конфуций, Будда) входили многие божества и герои вплоть до случайно проявивших себя после смерти людей (явился кому-либо во сне и т.п.). Для деификации не требовалось ни специальных соборов, ни официальных решений. Любой незаурядный исторический деятель, даже просто добродетельный чиновник, оставивший по себе хорошую память, мог быть после смерти обожествлен и принят даосизмом в его пантеон. Даосы никогда не были в состоянии учесть всех своих божеств, духов и героев и не стремились к этому. Они особо выделяли нескольких важнейших из них, среди которых числились легендарный родоначальник китайцев древнекитайский император Хуанди, богиня Запада Сиванму, первочеловек Паньгу, божества-категории типа Тайчу (Великое Начало) или Тайцзи (Великий Предел). Их даосы и все китайцы почитали особо.

В честь божеств и великих героев (полководцев, мастеров своего дела, патронов ремесел и т.п.) даосы создавали многочисленные храмы, где ставились соответствующие идолы и собирались подношения. Такие храмы, в том числе и храмы в честь местных богов и духов, патронов-покровителей, всегда обслуживались даосскими монахами, обычно по совместительству выполнявшими, особенно в деревнях, функции магов, гадателей, предсказателей и врачевателей.

Специфической категорией даосских божеств были бессмертные. В их число входили знаменитый Чжан Дао-лин (основатель даосской религии, верховный глава злых духов и ответственный за их поведение), алхимик Вэй Бо-ян и многие другие. Но наибольшей известностью в Китае всегда пользовалась восьмерка бессмертных, ба-сянь, рассказы о которых необычайно популяр­ны в народе и фигурки которых (из дерева, кости, лака), равно как и изображения на свитках, знакомы каждому с детства. С каждым из восьми связаны любопытные истории и легенды.

1. Чжунли Цюань - старейший из восьми. Удачливый полководец ханьского времени, он потерпел поражение только из-за вмешательства небесных сил, знавших об уготованной ему судьбе. После поражения Чжунли ушел в горы, стал отшельником, научился тайнам трансмутации металлов, раздавал золото бедным, стал бессмертным.

2. Чжан Го-лао имел волшебного мула, который за день мог пройти десять тысяч ли, а на время стоянки складывался так, как если бы он был из бумаги, и засовывался в специальную трубочку. Понадобится мул - его вытаскивают, разворачивают, побрызгают водой - и он снова жив и готов к переходам. Чжан жил очень долго, не раз умирал, но каждый раз вновь воскресал, так что бессмертие его вне сомнений.

3. Люй Дун-бинь еще в детстве отличался умом, "запоминал по десять тысяч иероглифов в день". Вырос, получил высшую степень, но под влиянием Чжунли Цюаня увлекся даосизмом, узнал его тайны и стал бессмертным. Его волшебный меч позволял ему всегда одолевать врага.

4. Ли Те-гуай, как-то отправившись на встречу с Лао-цзы, оставил свое тело на земле под присмотром ученика. Ученик узнал о болезни матери и немедля ушел, а тело патрона сжег. Ли вернулся - его тела нет. Пришлось ему вселиться в тело только что умершего хромого нищего - так и стал он хромым (Ли - "Железная нога").

5. Хань Сянь-цзы, племянник знаменитого танского конфуцианца Хань Юя, прославился тем, что умел предсказывать будущее. Делал он это настолько точно, что постоянно удивлял своего рационалистически мыслящего дядю, признавшего дарование племянника.
6. Цао Го-цзю - брат одной из императриц, стал отшельником и поражал всех знанием тайн даосизма, умением проникать в суть вещей.

7. Лань Цай-хэ - китайский юродивый. Пел песни, собирал милостыню, делал добрые дела, раздавал деньги беднякам.

8. Хэ Сянь-гу с детства отличалась странностями, отказалась выйти замуж, долгие дни обходилась без еды и ушла в горы, став бессмертной.

Народная фантазия наделила всех ба-сянь чертами волшебными и человеческими, что сделало их одновременно людьми и божествами. Они путешествуют, вмешиваются в людские дела, защищают правое дело и справедливость. Все эти бессмертные, как и другие духи, боги и герои, хорошо известные в Китае, в своей совокупности отражали различные стороны верований, представлений, желаний и стремлений китайского народа.

 

Великие мыслители востока

Лао-цзы

Родился: VI в. до н.э., Цзюйжэнь, царство Чу.

Умер: согласно собственно даосской традиции, Лао-цзы — один из бессмертных. Другие считают, что Лао-цзы покинул Китай, и место и время его смерти неизвестны. Третьи полагают, что он умер и похоронен в самом Китае.

Основные труды: "Дао дэ цзин" ("Канон Пути и Добродетели").

Главные идеи:
Развитие Космоса происходит в соответствии с определенными образцами и принципами, которые невозможно определить четко. Можно, однако, назвать их — хотя и не совсем точно — Дао, или Путь. Что касается дэ (добродетели, или силы), то к ней нельзя стремиться, она возникает спонтанно, естественно.

Лучшим способом реализации Дао во внешнем мире является принцип увэй — непреднамеренной активности.

Не следует стремиться к чрезмерной образованности, повышению эрудиции или изощренности — напротив, следует вернуться к состоянию "необработанного дерева", или к состоянию "младенца".

Все противоположности неразделимы, комплементарны, взаимодействуют друг с другом. Это относится и к таким противоположностям, как жизнь и смерть.

Жизнь — это "мягкое" и "гибкое". Смерть — это "жесткое" и "твердое". Лучший принцип разрешения проблем в соответствии с Дао — это отказ от агрессии, уступка. Это не следует понимать как призыв к сдаче и подчинению — нужно стремиться овладеть ситуацией, не прилагая слишком больших усилий.

Наличие в обществе жестких нормативных этических систем — например, конфуцианства — свидетельствует о том, что в нем есть проблемы, кото­рые такая система только усиливает, будучи не в силах их разрешить.

На Западе Лао-цзы известен в основном как автор "Дао дэ цзина" (иногда даже само это произведение называют его именем — "Лао-цзы"), однако в Китае сохранилось множество связанных с ним легенд — его считают одним из бессмертных, святым, приписывают ему многие свя­щенные тексты, полагают, что он был учителем Будды в Индии. И все же самая важная легенда касается авторства "Дао дэ цзин".

Полагают, что Лао-цзы родился в деревне Цзюйжэнь в древнем царстве Чу и впоследствии работал в государственной библиотеке (архиве) царства Чжоу. Тогда Чжоу находилось в упадке, но именно оно, в эпоху своего расцвета, было для Конфуция образцом идеального государства. Постепенно Лао-цзы все меньше удовлетворяло окружающее, и он решил покинуть Китай. Он отправился на Запад, однако начальник пограничной стражи узнал мудреца и отказался пропустить его через границу, пока тот не изложит суть своего учения в письменной форме. Лао-цзы ничего не оставалось, как написать "Дао дэ цзин" — небольшой текст, состоящий из 81 главы, 5000 знаков, что он и сделал за две или три недели. Передав рукопись начальнику заставы, мудрец сел на своего вола и удалился в западном направлении. В странах Дальнего Востока очень популярны изображения Лао-цзы, уезжающего верхом на воле.
Все изложенное кажется специалистам весьма сомнительным, однако китайцы на протяжении тысячелетии были убеждены в истинности этих сведений. Единого мнения о дате и месте смерти Лао-цзы нет. Одни считали, что из Китая он направился в Индию и стал учителем Сиддхартхи Гаутамы, обнаружив его сидящим под деревом Бодхи. Гаутама тут же достиг просветления и стал впоследствии известен как Будда. В даосской традиции пользовалась популярностью книга, созданная в III или IV веке и приписывающая Лао-цзы часть учения буддизма под названием "Хуан ху цзин". Однако китайские буддисты считают ее оскорбительной. Даосская традиция утверждает также, что Лао-цзы обрел секрет бессмертия и вообще не умер, а до сих пор странствует по облакам вместе с другими бессмертными либо обитает среди звезд.

"Чжуан-цзы", напротив, описывает похороны Лао-цзы, на которые собралось множество плакальщиков, что не особенно соответствует образу Учителя, открывшего недуальность, нераздельность жизни и смерти. В его родном городе, ныне известном под названием Луи, была даже сооружена усыпальница, которая до сих пор привлекает внимание туристов. Говорят, что в ней похоронены Лао-цзы и его мать.

По мере усиления значимости "Дао дэ цзина" переоценивалась и роль самого Лао-цзы. В конце концов он стал для даосов фигурой божества космического значения, связанной как с жившим еще до потопа императором Хуан-ди (Желтый император), так и с высшим божеством Тай и "Великим единым"). Некоторые даосы обожествляют сам "Дао дэ цзин", считая его текстом, "спущенным" с неба за многие тысячелетия до рождения "исторического" Лао-цзы.

"Дао Дэ Цзин"

"Дао дэ цзин" делится на две части — первая, главы с 1 по 37, называется "Дао цзин" ("Канон дао"), вторая, главы с 38 по 81, называется "Дэ цзин" ("Канон дэ").

Несмотря на краткость, "«Дао дэ цзина" стал одним из важнейших и почитаемых в Китае. Вследствие сжатой поэтической формы текста он вызывал множество интерпретаций, часто противоречащих друг другу.

В качестве примера можно привести первую (в современной версии) строку текста, обычно переводимую так: "Дао, которое может быть выражено, не является вечным Дао". Это представление о невыразимости Дао скорее следует приписать переводчику или интерпретатору, нежели самому Лао-цзы. На самом деле эту строку следует читать так: "Если Дао нельзя сделать Дао, то такое Дао нельзя назвать постоянным Дао". В этой строке иероглиф Дао встречается три раза. В первом случае значение термина еще неопределено, во втором - "может быть сделано Дао" - предстает как некий процесс, в третьем же говорится о Дао как о постоянном явлении. В общем, этой фразой Лао-цзы хочет сказать, что знак Дао может использоваться и как существительное, и как глагол не одновременно, и тем самым указать на необходимость разделения в речи того, что изначально недуально.

Дао и Дэ

Общий смысл понятия Дао можно объяснить как "Путь, которому следуют все вещи". Есть Путь поварского искусства, есть Путь воинского искусства, есть Путь возделывания земли, Путь завязывания шнурков и т.п. Если человек "постиг Путь" делания кто-либо, то это делание получается у него легко и без усилий. Выполнив что-то, такой человек тут же забывает об этом и переходит к новым делам. Он не требует почестей и признания за то, что сделано, не купается в лучах собственной славы. Если же он не владеет Путем, то какие бы усилия он ни прилагал, результат будет ничто­жен, если не противоположен замыслу. Существуют важные причины для того, чтобы все вещи обладали Путем:

Дао рождает одно,
Одно рождает два,
Два рождает три.
Три рождает десять тысяч вещей
(Дэ цзин, глава 42).

В отличие от западных богов, дающих миру определенные законы и настаивающих на их исполнении, Дао никогда не пытается диктовать миру свои законы:

Дао рождает вещи, дэ взращивает их, вещи формируются и завершаются.
Поэтому среди десяти тысяч вещей нет такой, что не почитала бы Дао и дэ.
Дао почитаемо и дэ уважаемо за то, что они никогда не принуждают.
Они всегда предоставляют вещам возможность развиваться спонтанно
(Дэ цзин, глава 51).

Самоотверженная щедрость Дао может служить примером и для человека:

Великое Дао... одевает и кормит десять тысяч вещей, но не стремится их контролировать.
У него отсутствуют личные желания...
То, что десять тысяч вещей возвращаются к Дао, хотя оно вовсе не стремится их принуждать, можно назвать великим!
Так как оно никогда не настаивает на собственном величии, вот поэтому-то и может стать поистине великим (Дао цзин, глава 34).

Дэ, которое часто переводят как "добродетель", или, "сила" ("благая сила"), — это запас Дао, который достается каждой отдельной вещи, или иначе, ее естественный потенциал. Если воспользоваться этической терминологией конфуцианства, Лао-цзы понимал под дэ естественную способность вещей достигать совершенства. Однако это должно произойти самопроизвольно, спонтанно, само собой, поскольку любая сознательная попытка опереться на знания или тренировку приведет к противоположному результату.

Критика Лао-Цзы конфуцианства

Конфуцианцы настаивают на том, что существует некая определенная система моральных ценностей, и изучение и культивирование этих ценностей является единственным путем к достижению идеала личности и общественной гармонии.

Основными ценностями, или добродетелями, в этой системе были жэнь (гуманность), и (долг-справедливость, пристойность или поддержание правильных отношений с окружающими) и ли (ритуал или обряды). Конфуцианский идеал — достижение статуса "человека, обладающего жэнь". Лао-цзы же считал обращение к этим ценностям признаком краха личности.

Даосская критика конфуцианства не раз встречается в "Дао дэ цзине", но наиболее сокрушительным может считаться аргумент, представленный в главе 38: "Высшее дэ не есть дэ, поэтому-то оно и является дэ". Лао-цзы хочет этим сказать, что высшего дэ невозможно достичь сознательно, путем каких-то усилий или упражнений. Оно появляется чисто спонтанно, естественным образом. "Низшее дэ не теряет дэ, поэтому-то оно и не есть дэ".

Если некто постоянно стремится обрести дэ и не отказывается от такого рода попыток, то он никогда не достигнет этического идеала даосизма, разве что уровня низшего дэ. В главе 3 говорится: "Придание ценности добродетели заставляет людей вступать в спор и конкурировать друг с другом". Идеалы приводят к борьбе в обществе, конкуренции, к созданию социальной иерархии, когда одни люди получают более высокий статус, чем другие.

Если в социальной группе существует какой-то идеал, то непременно возникнет соперничество за право считаться наиболее приближенным к нему, и те, кто оказывается выше, смотрят на остальных свысока, а когда возникает такое соперничество, пусть даже с лучшими побуждениями, нарушается социальная гармония в группе.

Конфуций оправдывал создание своей этической системы тем, что она способствует установлению мира и порядка в обществе. Лао-цзы подрывает сами основы его апологетики, указывая на то, что эта система, уже благодаря тому, что это некоторая система правил, приводит как раз к обратному результату — бунту и возмущению.

Вместо того, чтобы выдвигать собственные ценности, что в итоге приведет к противоположному результату, Лао-цзы советует отказаться от жэнь и и, от многознания и сосредоточенности на проблемах этики.

Высшей целью конфуцианства является «научение» этим добродетелям. Лао-цзы же предлагает: "Когда стремишься к учению, то каждый день приобретаешь что-то новое. Когда же стремишься к обладанию Дао, то каждый день от чего-то избавляешься"

Склонность к Инь

В "Дао дэ цзине" лишь один раз (глава 42) встречаются термины инь и ян, считающиеся наиболее фундаментальными концепциями даосизма.

Если попытаться рассортировать все существующие в мире явления на две группы, то к категории инь следует отнести все темное, податливое, мягкое, женское, или женственное, низкое, центробежное, короткое и пустое, тогда как к категории ян относят все светлое, доминирующее, твердое, мужское, или мужественное, высокое, длинное, центростремительное, наполненное.
Каждая вещь содержит и то и другое в разной степени: например, школьная доска относится к инь, так как она черная, но также и к ян, так как она твердая. Ничто нельзя назвать представителем чистого ян или чистого инь — все вещи находятся как бы посередине между этими полярностями. Когда инь достигает максимума, оно склонно превращаться в свою противоположность ян, и наоборот, когда ян сгущается до предела, оно переходит в инь.

Таким образом, если сжать (иньское действие) воду (инь), то возникнет гидравлический столб, который способен поднять даже автомобиль. Если кто-то проявляет долгое время (ян) какое-либо свойство ян, то он рано или поздно устанет и выбьется из сил (инь).
Лао-цзы полагал, что гармония между этими полярностями не есть нечто статичное, раз и навсегда данное, наоборот, это динамический процесс, в ходе которого то и дело нарушается и снова восстанавливается равновесие полярностей. К сожалению, люди больше ценят ян и пренебрегают инь, что создает причину дисбаланса. "Дао дэ цзин" стремится выправить этот дисбаланс, настаивая на большей ценности инь. Поэтому в тексте то и дело появляются женственные образы, и большее внимание уделяется иньским ценностям. Если мужчины решают добиться чего-либо, они прибегают к силе; женщине же достаточно всего лишь лечь и соблазнить мужчину. Вот это и есть увэй — то есть не бездействие, но неактивное, непреднамеренное действие. Мы часто думаем, что чем крепче, массивней и добротней вещь, тем она лучше и ценнее.

Инь и ян то и дело сменяют друг друга, жизнь и смерть зависят друг от друга. Семена возвращаются в почву, лето сменяется зимой, но из смерти (инь) непременно снова возникает жизнь. Тот, кто понял суть цикла превращений, достиг просветления. Игнорирование этого закона ведет к катастрофе (глава 16).

Лао-цзы приводил следующий пример: хотя младенец мягок и слаб (инь), он способен кричать целый день, не переставая, и никогда не охрипнет (ян). Хотя у него слабые кости и мышцы, у него крепкая хватка. Человек вырастает, учится и становится все сложнее и изощреннее, утрачивая изначальную мягкость и открытость.

Поэтому-то Лао-цзы так настаивал на необходимости "возвращения к состоянию младенца", к состоянию "невыделанного дерева". Еще не обработанное бревно может стать чем угодно. Но как только его распилили и разрубили, многие возможности закрываются. Возвращение к обилию возможностей укрепляет дэ человека. Нет ничего более глубокого и эффективного, чем простота.

Тюрчев В.Ф.