Зомби футбола (Захаров Алексей)

Cоциально-психологическое явление, получившее название «футбольный психоз», появилось ещё в средневековой Европе. Поэтому в 1389 году английский король Ричард II установил суровые наказания...

Зомби футбола

 

Захаров Алексей

Cоциально-психологическое явление, получившее название «футбольный психоз», появилось ещё в средневековой Европе. Поэтому в 1389 году английский король Ричард II установил суровые наказания вплоть до смертной казни за игру в футбол.

Такая жёсткая мера была вполне оправданной: этому занятию предавались в то время тысячи подданных, гонявшихся по улицам, площадям и загородным лужайкам за неким подобием мяча из тряпок и кожи. Так как никаких правил в игре не существовало, и едва ли не каждая «дружеская встреча» заканчивалась массовой дракой.

Такие же побоища происходили и в других странах, в частности в России, в деревнях Тверской и Новгородской губерний, где аналогичная игра называлась шалыгой. И совершенно справедливо английские феодалы и церковники, да и русские священники требовали от властей запретить эту «выдумку дьявола».

Запреты действовали лишь некоторое время, а потом кровавые поединки вокруг тряпичного мяча возобновлялись. Прекратились они лишь после того, как в XIX веке были выработаны строгие правила игры в футбол. Но зато с футбольного поля драки переместились на трибуны, а затем вышли за пределы стадионов.

Из-за проигрышей любимых команд болельщики умирают от сердечных приступов, кончают жизнь самоубийством, разводятся. Главным становится количество мячей, забитых и пропущенных горсткой игроков. И не важно, что мир этот виртуальный, люди забывают про родных и близких, про работу и текущие проблемы. Футбол затмил всё на свете, и победа в игре стала вопросом жизни и смерти.

Футбольный психоз охватывает и политиков. После того, как ставшая победителем первенства мира сборная Англии не сумела повторить своё достижение через четыре года на следующем турнире, группа депутатов британской палаты общин потребовала создания специальной «комиссии по расследованию преступного поражения чемпионов мира».

Страдает и экономика. А когда сборная Нигерии пробилась в четверть финал, население страны на радостях не работало в течение двух суток. Все плясали, пели гимны и били в барабаны.

Что же такое происходит? Почему, казалось бы, самая обычная и безобидная игра в мяч вызывает массовое помешательство, в том числе буйное, охватывающее многие миллионы человек? Почему футбол так заводит?

Психологи полагают, что причину нужно искать в первобытных инстинктах, которые были заложены в генетическую матрицу человека на ранних стадиях его эволюции.

Подчас полный жестокостей и грубого насилия образ жизни создал в генетическом механизме людей постоянную заряженность на поединок. Когда необходимость отчаянной борьбы за существование практически отпала, соответствующих изменений в генном механизме не произошло, заряженность на борьбу не угасла. Мужчины искали повод для поединка – любой, какой только подвернётся под руку.

Сначала это были рыцарские турниры, бои стенка на стенку, а затем появился футбол. Из этих «баталий» участники не извлекали никакой материальной пользы, повинуясь лишь инстинкту достижения победы.

Как раз тогда и возникло зловещее социально-психологическое явление – проникновение футбола в совершенно чуждые сферы жизни. Участниками игры постепенно становятся не только футболисты, но и огромные массы зрителей. И не важно, что сами они по мячу не бьют. Их игра совершается на уровне сознания. И каждый гол, забитый в ворота, –это в том числе и заслуга болельщиков.

Во всяком случае, переживают они голы и поражения как события своей собственной жизни. И на самом деле, болея, каждый из нас самозабвенно желает победы не тому или иному персонажу ринга или игрового поля, а самому себе. К этому нас толкает ген борьбы за победу.

Сила воздействия этого коварного гена многократно возрастает, когда происходят схватки спортивных коллективов, ибо в нашей подсознательной памяти всплывают военные баталии. 

Британские психологи бьют тревогу: каждый раз с окончанием футбольного первенства миллионы людей впадают в психическое расстройство, получившее название «сезонный аффективный синдром». У них наблюдается сильное ослабление внимания, возникают раздражительность, нервная усталость”и апатия. Обычно синдром длится несколько недель, а некоторых преследует до начала нового чемпионата.

Все эти несчастные выбиваются из привычной жизненной колеи. Смыслом их существования становятся переживания за любимые команды. Семья, работа и развлечения утрачивают какое-либо значение. Эти люди полностью равнодушны к окружающему миру и не имеют, кроме футбола, никаких жизненных мотиваций. Они просто зомби...

Резюме

В заключении хотелось бы сказать, что человек – существо разумное, вполне способное управлять своими эмоциями и инстинктами, ставить их под контроль. При этом бездумная реализация естественного стремления к победе в столь уродливых формах отнюдь не делает чести человеку, как высшей ступени эволюции на земле.

Выплескивание энергии на стадионах есть лишь форма убегания от насущных задач, которые надо решать в реальном мире, порождаемая страхом ответственности, привычкой прятаться за мнение большинства, а также просто непониманием своего места как человека в этом мире. Делать что-то надо не с футболом в котором, как в командной игре нет ничего плохого, которая вполне может служить для сплачивания коллектива, развития стратегии и тактики, наработки воли к победе и т.д., а с сознанием людей, куда в процессе воспитания не закладываются базовые человеческие ценности.

Это выгодно нынешним менеджерам в политике. Людьми, которые не способны контролировать свои желания очень легко управлять, дергая за те или иные ниточки, отворачивая внимание от жизненных насущных интересов, превращая в толпу идиотов, бездумно идущих туда, куда их направят погонщики, подобно ослу за морковкой. Друзья, не будем же ослами!