Зло с точки зрения Руми

(суфийская мудрость)

 
Вопрос о существовании зла является философской и религиозной проблемой, ставящей людей в тупик ещё с древнейших времен. Суть проблемы заключается в том, что наличие зла в этом мире противоречит религиозным представлениям человечества о Всемогущем, Всеведущем и Всеблагом Боге. Существование зла кажется несовместимым с верой в существование Бога.
Атеисты всегда требовали от теистов дать объяснение тому, как вера в Бога согласуется с наличием в мире зла: либо надо заключить, что сами религиозные верования являются ошибочными, либо пересмотреть понимание божественных атрибутов Всемогущества, Всеведения и Доброты. Иными словами, существование зла в этом мире рассматривается или как свидетельство отсутствия самого Бога, или как показатель несовершенства Его Знания, Власти и Доброты.
Греческий философ Эпикур в третьем веке до нашей эры сформулировал суть проблемы так:
Бог желает не допустить зло,
Но не способен на это?
Значит, Он немощен?
Или Он способен, но не желает?
Значит, Он недоброжелателен?
А если Он и способен, и желает?
Тогда откуда возникло зло?
В этой статье мы попытались исследовать, как видел эту проблему суфийский наставник и поэт Джалал ад-Дин Руми. Точка зрения Руми устраняет видимые логические противоречия, упомянутые выше. Следуя исламской идее о том, что все вещи исходят из Бога и все вещи к нему вернутся, Руми утверждает, что зло – это творение Бога, которому Он позволяет с определённой целью присутствовать в этом мире и в человеке. В противоположность мнению, что существование зла является показателем изъяна в совершенстве Бога, Руми говорит, что наличие зла демонстрирует полноту безграничной Божественной Власти, Знаний и Доброты.
Хадис кудси утверждает «Я (Бог) был спрятанным Сокровищем, и Я захотел быть узнанным. Поэтому Я создал тварный мир, чтобы Я мог стать узнанным». Следовательно, всё, что сотворено Богом, является демонстрацией Его безграничной творческой мощи и Его желания самопроявиться. Каждое создание в своей форме и содержании являет Бога Ему самому, независимо от того, знает оно о том, что является местоположением Божественного проявления, или нет.
Творение сиих созданий мирских
Было совершено с той целью,
Чтобы сокровище (Божественного) провидения
                                        не оставалось сокрытым.
Он (Бог) сказал:
«Я был спрятанным Сокровищем», внимай!
Не дай своей (духовной) сущности потеряться!
Стань проявленным!
Все люди днём и ночью извечно проявляют Бога,
Только одни осведомлены, и знают,
                                                   что проявляют Его,
В то время как другие не подозревают об этом.
Так или иначе, проявление Бога несомненно.
Исламская теологическая мысль различает понятия Божественной Сущности и Божественных Атрибутов. Божественная сущность – это то, чем Бог является в Себе, что знает только сам Бог. Божественные Атрибуты – это Имена Бога, проявленные в творении и в откровении Святого Корана.
Божественные Атрибуты разделены на две категории: Атрибуты Сущности и Атрибуты Действий. Атрибуты Сущности – это все Имена, противоположные значения которых неприменимы к Богу. Например, Бог есть Живой, Знающий и Святой. Что касается Атрибутов Действий, то могут быть применены как сами соответствующие Имена, так и их противоположные значения. К примеру, Бог есть Возвышающий и Унижающий, Оживляющий и Смертоносный. В изложении Руми позитивные качества обозначают Божественную Доброту, а их противоположности – Божественную Суровость. Доброта эквивалентна Божественной Милости, а Суровость – Божественному Гневу.
Ибо Господь Высочайший провозглашает:
«Я был спрятанным Сокровищем,
И Я захотел быть узнанным».
Это значит: «Я создал весь мир,
И целью всего этого было проявить Меня,
Ныне Милостивого, а ныне Мстительного».
Бог не из тех царей, которым достаточно одного глашатая.
Если каждый атом в этом мире станет глашатаем,
Все же не будут они в достаточной мере способны
Указать на все Его качества.
Основываясь на хадисе «Моя Милость превышает мой Гнев», Руми утверждает, что Добрые Имена Бога имеют онтологическое превосходство над Суровыми Именами. Для Руми это значит, во-первых, что Суровые Имена противодействуют Добрым Именам, чтобы возвысить Божественную Милость, и, во-вторых, Божественная Милость, в конечном счёте, превозмогает Божественный Гнев:
Пламя (ада), по сути, только
Крупица Божьего Гнева.
Оно (лишь) служит кнутом,
Чтобы грозить низменному.
Несмотря на Гнев, что велик
И превосходит всё, осознай,
Что прохлада Его милосердия опережает его.
Согласно Руми, в сотворённом Богом мире не существует абсолютного добра или зла. Всё в мироздании – и добро, и зло – принимает участие в божественном Желании проявить Спрятанное Сокровище. Бог есть Абсолютное Единство, полное совпадение противоположностей. Не имеющий своей противоположности, чтобы проявить Себя, Он единственный стоит над всеми противоположностями.
Тем не менее, противостоящие друг другу аспекты мироздания, результат поразительного взаимодействия между контрастирующими Божественными атрибутами Милости и Гнева, Красоты и Величия, повергают человека в недоумение и ставят его в тупик. По мнению Руми, примирение противоборствуюших аспектов Божественного не может быть достигнуто рассудком и путем умозаключений. Бог непостижим: «Если бы человек смог познать Бога, то это не был бы в действительности Бог». Надеяться на более возвышенное и чистое видение, которое помогло бы примирить противоположные аспекты божественных Атрибутов Действия, можно только тогда, когда человек приближается к Богу. Лишь когда человек «ускользнёт из иллюзий» и найдёт прибежище в Боге в полном смирении и преданности, он получит способность быть свидетелем божественного Единства, скрытого за всей множественностью тварных форм.
С точки зрения Руми, проявление Божественной Милости и Гнева необходимо не только для того, чтобы обнаружить Величие и Совершенство Бога, но и для духовного развития человека. Согласно Руми, человек – необыкновенное сочетание ангела и животного, разума и чувственности, духа и материи.
Есть три вида созданий.
Первые – это ангелы,
Кои суть чистый разум.
Их природа, их хлеб насущный –
Поклонение, служение и поминание Бога.
Если они подчиняются Божьей воле –
Это не подчинение, ибо это их сущность,
И они не могут быть другими.
Вторые – это злополучные животные,
Кои суть чистое вожделение,
Лишённые разума, налагающего запреты.
На них нет бремени обязательства.
Наконец, остаётся горемыка человек,
Смесь разума и вожделения,
Наполовину ангел, наполовину животное….
Он постоянно находится в смятении и борьбе.
Он – чей разум превозмогает вожделение –
                                                                 выше ангела.
Он – чьё вожделение берёт верх над разумом –
                                                                ниже животного.
Ангела спасает знание, животное –
                                                     грубое невежество.
Метаться между ними – таков тяжкий удел
                                                                       человека.
 
В человеке заключён прообраз всего бытия. Он – есть микрокосм, зеркало, в котором отражаются все божественные Имена и Качества.
Адам – это мерило атрибутов Возвышенности,
Коим описана орбита проявлений Божьих знамений.
Что бы с ним ни происходило –
                                        всё есть Его отражение,
Как отражение луны в ручье.
Коран свидетельствует о том, что человек, исполненный божественного Духа, был создан по образу Бога. Хотя человек был введён в существование последним, тем не менее, он – цель и венец творения. И поскольку, как сказано в хадисе, «ни земля, ни небо не вмещают Бога, но сердце преданного человека вмещает Его», весь сотворённый мир служит ему в достижении его духовного освобождения и совершенства.
В Коране говорится, что в тот момент, когда Адам первый человек и пророк – был сотворён, Бог приказал ангелам преклониться перед ним, указав этим на высокое положение человека среди всего, что сотворено Богом. Все ангелы, кроме Иблиса, поклонились Адаму. Иблис не повиновался Божественному Повелению, потому что посчитал, что Адам ниже его, ибо Адам был создан из глины, а он – из огня.
Когда Иблис был низвергнут Богом с Небес, он не раскаялся в своём непослушании. Напротив, он бросил Богу вызов, пообещав увести как можно больше людей из потомства Адама с пути служения и поминания Его.
Таким образом, как утверждается в Коране, Иблис есть «явный враг» человека, которого тот должен опасаться. Иблис становится для человека символом презренных качеств – высокомерия, гордости, зависти, непослушания и духовной слепоты, являющихся источником зла.
Если Иблис – враг человека и символ внешнего зла, то эгоизм, является внутренним врагом и злом для человека. Именно используя эгоизм, Иблис находит подход к человеку, подвергая его соблазну уйти прочь с пути Бога, и подталкивает его на совершение дурных поступков. Согласно Руми, эгоизм и Иблис – это, по сути, одно, и они тождественны царству Ада. По Корану, Ад питается неверием, которое порождается своевольным неприятием «знамений» Бога и противоборством Божественной Воле.
Противоположностью эгоизма является разум. Разум – ангельская часть человека, отождествляемая со светом и относящаяся к царству Рая. Она расцветает на почве служения и поклонения Богу, совершения и воплощения добра.
Поскольку ангел и разум происходят от одного,
Они стали двумя (различными) формами
(только лишь) с целью исполнения
Божественной Мудрости...
Ангел получил крылья и подобен птице,
В то время как разум оставил крылья
И обрёл (бестелесное) великолепие.
С точки зрения Руми, только с помощью «глаза разума», разбуженного посредством духовного очищения, человек становится просветлённым и способным к божественному видению мироздания. Только просвещённым оком разума можно узреть Божественное Единство, скрытое за завесой постоянного взаимодействия между Милостью и Гневом, Красотой и Величием.
Человек может достичь совершенства только по прошествии долгого времени, когда душа терпеливо пройдёт болезненный и трудный процесс алхимической трансформации. Душа должна преобразиться, так же как свинец превращается в золото; то есть, «душа должна быть очищена, расплавлена и кристаллизована заново, чтобы обрести свою «золотую сущность» – неизменную чистоту и сияние». Только душа, очистившаяся от пороков и низменных качеств приказывающего эгоизма и украшенная вместо них достоинствами и атрибутами Бога, является совершенной и, следовательно, достигшей высших пределов врождённого потенциала человека. Таким образом, чтобы стать свидетелем божественного Единства, человек должен «умереть для самого себя», сжечь своё «я» перед Единым».
Хотя Бог позволяет быть одновременно и добру и злу, следует отметить, что Он поддерживает только добро. Руми уподобляет Бога Учителю, желающему обнаружить невежество ученика, чтобы иметь возможность его учить, но уж никак это невежество не одобряющему. Ибо, если бы он его одобрял, то не учил бы ученика так усердно.
В заключение можно сказать, что для Руми не существует зла в Абсолютном и Совершенном Бытии Бога. Тем не менее, оно присутствует в сотворённом мире. Зло возникает в результате отделения от Бога. Если Бог символически уподобляется свету, то зло может быть уподоблено темноте. Темнота не является реальностью подобной свету, скорее, она является результатом недостатка или отсутствия света. В отличие от света, темнота не обладает своим собственным бытием. Таким образом, зло существует только в царстве проявленного, или в относительности; оно не существует как абсолютная или самобытная реальность, противостоящая Богу. Если зло по своей природе ограниченно и относительно, то Бытие Бога абсолютно и безгранично.
Руми провозглашает, что зло в сотворенном мире существует как контраст для проявленности добра. Без зла добро стало бы неразличимым. Зло не создаётся ради самого зла и не имеет ценности само по себе; оно создаётся в силу необходимости проявлять, осознавать и творить добро. Следовательно, во вселенском масштабе зло, являющееся ограниченным и относительным по своей природе, вносит вклад в утверждение всеобщего добра.
В человеке зло вырастает из эго, Руми считает, что человеческая самость может быть преодолена и устранена в процессе духовной алхимии. Процесс духовной алхимии включает в себя трансформацию эгоизма.
Итак, для Руми человек, хотя и не может полностью искоренить зло в этом мире, но способен устранить источник зла внутри себя, который отделяет его от Бога. Следовательно, он не должен ни отчаиваться по поводу существования зла в мире, ни упускать из вида реальной возможности избавиться от зла внутри себя, что позволит ему реализовать Божественное предназначение.