Ислам

 
«... когда я посмотрел с точки зрения совершенства разума, я не нашел ничего лучшего, чем слово, и ничего более возвышенного, чем речь, потому что если было бы что-нибудь более замечательное, чем речь, то Всевышний Аллах обратился бы с этим к пророку,- благословение Аллаха ему»
ученый ходжа, философ века, глава исследователей, царь ученых Омар ибн Ибрахим ал-Хаййами

 I

 
Ислам – путь "покорности Богу". Ислам – это единственная из "авраамических" религий, занявшая доминирующее положение во многих областях Азии. Практически не имеет сект, разногласия внутри ислама имеют в основном политический характер, нет разногласий в сфере культа и обрядов.
Ислам – религия "ортопраксическая" (как и иудаизм), т.е. основная тенденция её развития – практика, а не доктрина, как, например, в христианстве.
Основное значение придается закону и регулированию жизни общины и культа. Этим объясняется удивительное единство обрядовой практики ислама.
Согласно этому Ислам (как и иудаизм) видит реализацию Истины в поступке. Ведь знать Истину и не поступать по ней – это суетность. Истину нельзя просто мысленно созерцать.
Все грани жизни в Исламе подпадают под божественное законодательство, которое делит их на "запрещенное", "безразличное" и "обязательное" согласно Шариату – пути для верных созданий Бога.
Основная идея мусульманства – "у человека нет прав, есть только обязанности". Единственно правильное отношение к Богу – рабов к своему господину, но Бог – справедлив и милостив – дарит людям свободу, разум, волю и речь. Служение Всемогущему должно быть свободным деянием, наградой за которое является в этом мире "ответственность". Человек, боящийся только Бога, поднимается над мелкими страхами и зависимостью – обретает подлинную свободу. Свободу "халифа" – "заместителя Бога на Земле".
Таким образом, обязанности, налагаемые Исламом, принимаются добровольно и фактически приносят подлинную свободу от рабства низменных проявлений. Для мусульман служение Богу не унижает, а наполняет жизнь смыслом.
Исламская община носит название Умма. Её синоним – "Дар-ал Ислам" – "обитель покорности", обозначает Земли и народы, находящиеся под властью Ислама.
Немусульманские народы относят к понятию "Дар-ал Хорб" – "обитель войны", без Шариата, без Пути.
Умма – основа Ислама. Изначально все люди должны быть Уммой. Поэтому существует необходимость Джихада (усилия) по распространению веры.
Религиозные меньшинства, особенно иудеи и христиане, становятся Шариатом в положение защищаемых групп, но на их деятельность накладываются некоторые ограничения.
Умма воплощает в себе Историю, религиозный путь и культуру. Эти три реальности имеют большую ценность для мусульман и существуют как взаимно поддерживающие элементы.
 
II
История Ислама - его возникновение и развитие
Исламское движение в Аравии в VII веке провозгласило себя восстановлением монотеизма Авраама, который, по утверждению Корана, был проповедником и Пророком, установившем святилище Кааба в Мекке.
Он был Мусульманином, вера которого была чиста. Духовная родословная в Коране включает в себя и Моисея, и Иисуса, и других Пророков. Согласно Корану, Иудеи и Христиане получили от Бога истинное руководство и иногда следовали ему с подлинной преданностью, но чаще они распадались на секты и извращали послания своих пророков. И Бог восстановил изначально послание в Коране – «Чтении», ниспослав его Муххамаду на простом и понятном арабском языке.
Аравийский полуостров в основном составляет пустыня. В его западной части, от Медины до Мекки, расположен район Хиджаз – колыбель Ислама. Он лежал на пути из Египта в Цемек. Населяли его арабы – торговцы и воины. Политического единства там не было. И объединяло арабов общий язык, обычаи, а также предания об Аврааме как общем предке арабов.
Основными ценностями были: Честь Семьи, Мужественность, Гостеприимство, Щедрость, которые касались, в основном, отношений внутри своего клана, общины. Но по отношению к другим господствовала страсть к покорению, разрушению и добыче.
Поэтому тот доисламский период, где отсутствовала единая религиозная этика, был прозван "Джахилия" – "эпоха варварства" – когда люди не ведали мира.
Центральное святилище Кааба было приютом 360 идолов, божеств Хиджаза. Главным был Бог войны – Хубал.
Аллах же почитался как бог – творец, но не имел своего обряда и почитался как старший, абстрактный бог. И только в результате пророчества Муххамада Аллах "Ал-илак" – "Бог" стал означать единого Бога, соответствующему понятию "Бога" в христианстве и Иудаизме.
Древние арабы почитали святилища семейные или связанные со священными камнями. Обряды этого почитания были включены позднее в исламский культ – обход паломников вокруг Каабы в Мекке.
Мекка богатела за счёт паломников.
Мухаммад родился в VI веке н.э. во внешнем (бедном) круге племени Курайи, ведущем племени Мекки того времени. В возрасте 25 лет он женился на вдове Хадиде, старшей его на 15 лет, и прожил с ней 25 лет, и она была его единственной женой.
Однажды во время размышлений на горе Хира Мухаммад услышал голос, возвестившей ему, что он посланник Бога. "Читай!" – возвестил голос. Мухаммад не умел читать, но голос повторил: "Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка, который научил человека тому, чего он не знал". Согласно Исламу, это был архангел Гавриил.
Такие послания посредством вахи – словесного озарения – следовали всю жизнь Мухаммада. Собрание отдельных проповедей получило название "Коран" – "Чтение вслух". Новая религия, основанная Мухаммадом, получила название "Ислам", а ее последователи – мусульмане - те, кто поклонялся единственному и истинному Богу.
Со временем эта религия стала опасной для прежних устоев социальной жизни Мекки, и последователи Мухаммада отправились в эмиграцию ("Хиджру"), в Эфиопию.
В 622 г. н.э. город Йасриб стал прибежищем Муххамада, куда он был приглашён в качестве третейского судьи для местных племён. Город стал называться Медина – город Пророка.
1 июля 622 г. – начало отсчёта мусульманского календаря. Став политическим и военным лидером Медины, Мухаммад воевал с Меккой и в итоге победил в «День различения», когда 300 мусульман победили 950 мекканцев.
В 628 г. Мекка была завоёвана и отменено идолопоклонничество. Мухаммад осветил Каабу как святилище Ислама.
Все племена, вступившие в договор с Мухаммадом, платили Закят - "милостыню". Эти договора считались вечными, т.к. были договорами с Богом, посредством Пророка.
После смерти Пророка – он был объявлен "последним пророком" в цепи пророков от Адама до Иисуса.
Мусульмане выбрали "Халифа" – заместителя Пророка. Первым стал Абу Баир. Затем Умар, завоевавший Палестину, Северную Африку, Иран и Ирак, и Усман – собравший воедино Коран. Оба они были убиты, что привело к политическому разделению мусульман.
Политические разногласия возникли между сторонниками зятя Мухаммада Али – "партией исла" или "шиитами" и основной массой мусульман, которые были против его власти и стали называться "суннитами" (признавая власть династии Омейадов).
До 750 г. Омейады завоевали Испанию и часть Индии. Оставшиеся последователи Али в Иране остались шиитами и по сей день. В 750 г. в результате шиитского переворота к власти пришли Аббасиды под лозунгом возвращения к первоначальному исламу и равенству для всех.
Слово "мусульманин" вновь становится званием, а не синонимом слова "араб". Но с течением времени правление Аббасидов стало превращаться из "Халифата", обеспечивающего духовное единство мусульман на огромных территориях, к "Эмирату", где основными руководителями были "амиры" - военачальники и "султаны" - правители. И в 1258 г. монголы разрушили Багдад, христиане вытеснили мусульман из Испании, Аттатюрх из Турции. И постепенно понятие "халифат" приобрело сакральное значение.
XV-XXвека – эпоха упадка мусульманской Уммы, сопровождаемая колонизацией и падением древних великих Династий. После Второй Мировой войны набрал силу процесс обретения независимости многими мусульманскими странами, который выражается в том числе в обретении прежней крепости веры и единства Уммы, а также в усилении миссионерской деятельности мусульман.
 
III
Исламская юриспруденция и теология
Структура Уммы регулируется Шариатом - путём, предопределенным Богом и изложенном в Коране и Сунне (Су́нна в переводе с арабского означает «путь, дорога». В исламском законодательстве под Сунной понимаются высказывания и действия пророка Мухаммада, т. е. жизненный путь пророка с того момента, как он стал пророком).
В первые три века Ислама возникла исламская юриспруденция – фикх, закрепившая и определившая толкование этих писаний.
Ислам всегда ставил право выше теологии, поступок - выше теоретических усилий. Учёность, не служащая практике, всегда была подозрительна для мусульманина, так как нет смысла рассудочно, спекулятивно говорить о Боге. Развивались, в основном, "полезные науки" – медицина, география, астрономия и т.д. Сама теология, в отличие от христианства, осталась на вторых ролях. Известная под названием "наука рассуждения" - калам, она развивалась, в основном, узкими специалистами по аналогии Ислама.
Все вопросы можно решить согласно Корану и Сунне. Но с течением времени среди суннитов появились ещё два источника фикха – согласие общины и суждение по аналогии. Консенсус (иджма) признаётся только суннитами, опирающимися на слова Пророка Мухаммада: "Воистину, не сойдется моя Умма на ошибочном ".
Консерватизм Ислама в вопросах фикха проявляется в том, что все основные вопросы права были обсуждены уже к четвёртому веку Хиджи.
Иджтихад – независимое юридическое суждение, которым пользовались в древние века Улемы (сведущие). В настоящее время иджтихад распространён среди шиитов, верящих, что Бог направляет их своим светом. Фикх шиитов более гибок.
В настоящее время ревностно применяют Шариат Саудавская Аравия, Иран и Пакистан.
Кроме Шариата известен и другой Путь – "бытия в вере". Тарикат – путь духовной дисциплины. Мусульмане встают на него по внутреннему рассуждению и стремлению к близости Богу. Формы реализации этого пути многообразны. Эти формы получили название "суфизм". Центром их обрядов было поминание имён Бога – Зикр – от коранических чтений до внутренней медитации. У суфиев развит институт наставничества (шейх). Считалось, что Шейхи ведут своё откровение от Муххамада. И так как, согласно преданиям, Муххамад был вознесён на небо ещё в этой жизни, то, значит, и другие могут пережить опыт непосредственного узрения Бога.
Цель суфийской медитации – очищение низких составляющих личности, достижение уничтожения "Я" и слияния с Богом.
Выделяют три типа суфиев:
Антиномисты – ведут себя нарочно вызывающе, чтобы избежать похвалы, дабы не взрастить у себя гордыню.
Трезвые – обычные благочестивые мусульмане, глубоко переживающие основные предписания Шариата, культа и обрядов.
Опьянённые – вином – любовью Бога, которая вдохновляет, опьяняет и преображает искателя.
Тарикат убеждает последователей в том, что Бог на самом деле находится очень близко и поддерживает тесную связь со своими друзьями (вали).
 
IV
Структура мусульманской жизни
 
Коран – "Собрание чтений", ниспосланных Мухаммаду. Требует от мусульман рассматривать своё будущее как беспрекословное служение Богу; он учит, что Бог сотворил человека, ангелы – исполнители воли Бога - общаются с людьми через пророческие озарения. Есть Страшный суд, Ад и Рай. Бог требует, чтобы эта весть была распространена для всех людей. Арабы должны служить образцом для всех последователей Ислама.
Коран призывает увидеть Бога в Природном мире, в истории и судьбах других народов (христиан и иудеев). Их он называет людьми "не способными оценить благодеяние". Слово "неверный" означает "тот, кто лишён благодарности", кто не принимает, что даёт сам Бог, теряя связь с ним, данную при рождении.
Бог позволил людям быть соучастниками творения смысла Жизни. Каждый человек наделён истинной Природой – Фитрой – внутренней силой. Кроме неё, есть творческая сила, данная человеку – халифу – повелителю природного мира.
Мухаммад говорил: "Бог был скрытым сокровищем" и, чтобы его узнали, сотворил мир чувственных вещей, отражающих его. Мы, люди, согласно этому одарены божественной природой в той мере, в какой Богу необходимо, и отражаем его славу и бытность, благоговея перед ним.
Путь к Богу есть в Писании и Коране. Если же человек упорствует в блуждании по своим "личным тропам", то он обречён. Отказаться от Бога – значит отринуть свою истинную суть, сознательно не дать реализоваться своей "фитре". Свобода выбора нам дарована, но она - лишь необходимость на пути к Богу.
 
V
Цели Ислама
 
Мусульмане веруют, что только Бог дарует успех, но личные усилия при этом обязательны. Снискать благословение можно только делами и Верой.
Бог примет раскаяние грешника, но не примет его от умирающего неверного, т.к. человек должен явить образец раскаяния, воплощая его в добрых делах.
В отличие от христианства, в Исламе нет идеи спасения (особенно у суннитов), т.е. искупительной жертвы, поскольку истинная природа человека – Божественна (фитра).
Понятие греха есть, но у человека есть всё для своего возврата к Природе. Поэтому грех человечества не отчуждает его от Бога, т.к. истинная природа человека – Божественна.
Но есть непростительный грех – Ширк - непризнание своей Божественной Природы (например, отождествления вещи с Богом), т.е. отказ восстановить свою фитру. Отождествиться со своим неверием – значит отпасть от Бога. Ислам утверждает, что порочная неспособность быть истинно собой заслуживает наказания.
Истинный успех – это благодать ниспосланной Веры, терпение и поиск награды только в Божественной Справедливости. Успех в будущей жизни – рай, но он подразумевает символические слои, которые нельзя описать земным языком.
 
VI
Столпы Ислама
 
 реализация ортопраксии выражена в исполнении основных верований и воззрений, укрепляющих Умму и защищающих её.
Приветствие – Ас-салам-алейкум – только среди мусульман ("мир Вам!"). Женщины выходят замуж только за мусульман, а мужчины женятся только на верующих в единого Бога. Дети становятся мусульманами.
Основных столпов ислама пять:
1. Шахада – чтобы стать мусульманином, достаточно единожды произнести: “Ашхаду алля иляхэ илля ллах, ва ашхаду анна мухаммадар-расулюл-лах” (“Свидетельствую, что нет Бога, кроме Единого Бога, и свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Его”).
2. Салят (или намаз) – моление 5 раз в день, на похороны и затмения. Этот обряд очень формализован, и каждый мусульманин должен быть готов возглавить моление. Солат производится лицом к Мекке, к Каабе и включает не менее определённого количества циклов. Производится в мечети (масджид – место для моления) и включает в себя обряд предварительного очищения и омовения. Минарет мечети, как маяк, освещает людям путь Ислама.
3. Закят – милостыня, религиозный налог, собираемый в конце года для поддержки нуждающихся. Этот налог – обязанность мусульманина, служит сплочённости Уммы.
4. Саум – Пост – проводится в месяц Рамадан. Это месяц первого ниспослания Корана Мухаммаду. Это месяц единения и самопознания.
5. Хадж – паломничество в Мекку. Не является обязательным. Его смысл для мусульманина – физически достичь сакрального центра, где жили Адам и Ева. Правила хаджа выдёргивают верующего из повседневности. Иногда на моление в долине Арафат собираются до 3-х миллионов верующих. Особой заслугой считается посещение Медины – "города Пророка".
 
Джихад – большой и малый, постоянное усилие на пути Веры и покаяние (или вооружённый конфликт).