Мясная пища – за и против (Шумаева Алла)

Мясная пища - за и против

(размышления с позиции иудаизма)

 Шумаева Алла

Вера в то, что переход чело­вечества на растительную пищу спасёт нас от бесчисленных бед­ствий, выглядит несколько наи­вно и даже надуманно... Вегетарианство как панацея? Да! Представьте себе, что так оно и есть! На Земле сегод­ня всё меньше остаётся территорий под сельскохозяй­ственные площади. Но и те скудные ресурсы, что оста­лись, отводятся, в основном, для скотоводства. Между тем, для выращивания скота требуется в двадцать раз (!) больше угодий, чем для земледелия, в десять раз боль­ше воды и энергии, намного больше удобрений и пести­цидов.

Представьте себе, что было бы, если эти ресурсы пере­дать под земледелие! Сколько людей можно было бы на­кормить и сколько воды и земель сохранить, если бы мы пошли по этому пути?!

В Америке 70 % выращиваемого зерна идёт на корм предназначенному на убой скоту, в то время как 20 млн. человек в мире ежегодно умирают от нехватки пищи! США – крупнейший импортёр говядины, причём мясо ввозится из стран, где едва ли не половина населения живёт на грани голода. Если бы эти государства отводили такие же площади под выращивание сельскохозяйствен­ных культур для собственного населения, картина была бы принципиально иной...

С одного акра земли можно получить только 250 фунтов говяди­ны. Но с этой же площади можно собрать 50 тысяч фун­тов помидоров, 30 тысяч фунтов моркови или 40 тысяч фунтов картофеля! И тогда не надо будет варварски вы­рубать леса и тратить громадные средства на производство ядовитых удобрений. А ведь именно удобрения и отходы жизнедеятельности животных – главная причина загрязнения многих рек и водоёмов.

Некоторые утверждают, что употребление мяса противоре­чит принципам иудаизма,  так как Тора не только оправдывает убийство животных, но и предписывает, ка­ким образом следует готовить мясо, какие животные, пти­цы и рыбы кошерны, а какие – нет. Во времена Храма ев­реи приносили жертвы, мясо которых разрешалось уп­треблять в пищу.

Но в этом вопросе царит полная не­разбериха. Мудрецы Торы, известные раввины утверж­дали, что Творец никогда не поощрял убийства живот­ных – это была лишь его уступка человеческой слабости. Раввин Авраам Кук, например, доказывал, что бесчисленные зако­ны и ограничения на приготовле­ние и потребление мясной пищи (законы кашрута) Бог дал для того, чтобы затруднить использование мяса и отвратить человека от этой привычки.

Законы кашрута были разрабо­таны, чтобы освятить акт еды и воспрепятствовать людям считать каждодневный акт принятия мяс­ной пищи чем-то само собой разумеющимся. Подобное утверждение сделано и современным раввином Пинхасом Пели в его книге «Тора сегодня». Законы кашрута учат нас, что предпочтение религиозного еврея должно быть отдано вегетарианской пище. Кошерность должна служить напоминанием, что съеденное животное явля­ется существом Бога, что нельзя с лёгким сердцем убить живое существо, что охота для спорта запрещается, что мы являемся ответственными за то, что случается с другими существами (человеком или животным).

Человек – не хищник по своей природе. Физиологи­чески он намного ближе к животным, питающимся рас­тениями и плодами. Охота возникла на заре цивилизации из-за недостатка растительной пищи, но это ещё не значит, что мясо животных должно было превратиться в главную составляющую рациона человека. Напротив, оно (мясо) должно быть исключено из нашего питания. К такому выводу приходили почти все великие комментаторы ТАНАХа – РАШИ, РАМБАМ, Ибн Эзра. А что касается использования в пищу жертв, приносимых во времена Храма, то это не богоданность, а своего рода религиоз­ный рудимент. Абарбанель утверждал, что евреи позаим­ствовали традицию жертвоприношения в Древнем Егип­те, и что она была элементом идолопоклонства, господ­ствовавшего в языческом мире.

А мог ли Творец поощрять про­явления идолопоклонства? Если бы он хотел, чтобы люди питались животной пищей, то почему тогда он дал изра­ильским племенам манну, когда они блуждали по Синаю?

Иудаизм говорит, что забота о здоровье является важнейшей религиозной (именно религиозной!) задачей.Как это может сочетаться с предположением, будто Творец из­брал животных в качестве пищи для человека? Ведь по­требление мяса укорачивает жизнь, ведёт к многочис­ленным сбоям функциональных систем организма. Уве­личивается вероятность рака и сердечных заболеваний.

Как мог Бог потворствовать поеданию животных, обре­чённых на мучение в скученных загонах, лишённых свеже­го воздуха, подвергаемых истязаниям и издевательствам, испытывающих безумный страх перед насильственной смертью? Ведь несомненно, что вместе с кровью и пло­тью умерщвлённых животных в тело человека проника­ет и испытанный ими ужас смерти. Только иудаизм наста­ивал на гуманном умерщвлении животных, у всех осталь­ных народов убийство превращалось в страшную бойню.

Почему Бог дал людям разрешение есть мясо?Потому что люди обычно не готовы соответствовать высоким идеалам Бога. Ко времени Ноаха человечество сильно деградировало. Поэтому уступая людской слабости, Он позволил им есть мясо.

Разве людям не дана власть над животным? Разве Бог не создал животных для удовлетворения людей?Власть не означает, что мы имеем право убивать и эксплуатиро­вать животных. Дав нам власть над природой, Бог запре­тил употребление мяса в пищу (Бытие). Власть означает опекунство или управление – человек должен сотрудни­чать с Богом в заботе о природе и улучшении мира. Талмуд интерпретирует власть, как особую привилегию для использования животных в качестве исключительно ра­бочей силы (Sanhedrin 59b). Человеку разрешалось раз­водить животных и рассматривать их в качестве подсоб­ной силы.

Раввин Кук писал, что владычество не равносильно надменному деспотизму и тирании, чья единственная цель – исключительно собственные эгоистические побуждения. Он отвергает идею, что такая отталкивающая форма рабства могла быть установлена божественной властью.

Раввин Хирш подчеркнул, что людям не даны право и власть уничтожать для своей прихоти всё живое, под­властное им. В комментарии к главе 1:26 (Бытие) он пи­сал, что «земля и населяющие её существа могут иметь другие цели, о которых мы не знаем, и они удовлетво­ряют своему собственному предназначению. Выше люд­ского контроля над природой есть божественный кон­троль, и люди не имеют права на вмешательство в мир Бога».

Если бы произошло чудо и Храм в Иерусалиме восста­новили, разве не были бы восстановлены жертвоприно­шения? Раввин Кук и Джозеф Альбо полагали, что в дни исполнения мессианских пророчеств люди снова станут вегетарианцами.

Раввин Кук писал, что в мессианской эпохе «эффект познания распространится даже на отношение к живот­ным... и жертвы в Храме будут состоять из растительной пищи, и это будет нравиться Богу, как в старину...». Он по­лагал, что тогда человеческое поведение поднимется к таким высоким стандартам, что больше не будет потреб­ности в жертвах животных для искупления грехов. Лишь неживотные пожертвования будут выражением благо­дарности Богу.

Выглядит так, словно вегетарианцы хотят быть справед­ливее самого Бога, который разделил этот мир на плото­ядных и травоядных? У нас нет никакой необходимости есть мясо. Первый диетический закон Бога (Бытие, 1:29) был строго вегетарианским; также, как я уже говорил, со­гласно представлениям раввина Кука и других авторите­тов иудаизма Мессианская эпоха тоже будет вегетариан­ской. Евреи-вегетарианцы полагают, что их диета наибо­лее совместима с желаниями Бога. Отказываясь от мяса, мы защищаем собственное здоровье, наши мораль­ные устои, уменьшаем страдания этого мира, защищаем окружающую среду и сохраняем ресурсы. Мы не хотим быть справедливее Бога, мы хотим убедить людей соответствовать самым высоким идеалам Бога. Но для этого придётся менять законы иудаизма...

То, что мы действительно защищаем, это возвращение к еврейским ценностям сострадания, милости и помощи нуждающимся, сохранению окружающей среды, сохра­нению ресурсов, поиск мира. Эти установки были неотъемлемой частью иудаизма. Конечно, изменения долж­ны быть совместимыми с еврейскими ценностями и вос­питанием...

Сегодня мы, как никогда раньше, должны переосмыс­лить своё отношение к миру. Мы сталкиваемся с каче­ственно новым вызовом – глобальной угрозой челове­честву. Он проявляется в загрязнении окружающей сре­ды, голоде, дефиците ресурсов, насилии. Всё это приоб­рело настолько большие масштабы, что как никогда не­обходим пересмотр прежних ценностей и привычных способов жизни. Утверждение Альберта Эйнштейна, что «высвобожденная из-под контроля власть атома измени­ла всё, кроме нашего мышления, и мы дрейфуем к бес­прецедентной катастрофе», можно отнести и к экологи­ческой ситуации в современном мире.

Мы не требуем изменить Тору, но хотим, опираясь на Тору, справиться с существующими мировыми пробле­мами. Глобальное выживание сегодня требует использо­вания ценностей Торы для выживания человечества.

Представим, что все станут вегетарианцами. Разве жи­вотные не наводнят тогда землю? Это беспокойство основано на недостаточном понимании законов приро­ды, поведения животных, отличии воспроизводства при естественном и при искусственном размножении. Индю­ки не размножаются миллионами ко Дню Благодарения, чтобы помочь американцам отметить их национальный праздник. Они рождаются, потому что фермеры хотят, чтобы они размножались.

Селекционеры, а не сами животные управляют раз­множением и определяют поголовье скота и птицы. Исследования показали, что количество животных в естественных условиях регулируется природой, чтобы не до­пустить их вымирания и нанесения ущерба окружающей среде. В природе численность тех же индюков резко со­кратилась бы и стала соразмерной численности других представителей этого вида.

Земля не наводнена дикими животными, которых мы не едим, типа львов, слонов и крокодилов. Проблема, с которой мы сталкиваемся зачастую, – это проблема ис­чезновения животных, а не перенаселённости ими нашей планеты.

Вместо того, чтобы защищать вегетарианство, разве не стоит постараться уменьшить страдания животных, созда­ваемые нынешней системой сельского хозяйства? Не луч­ше ли сделать так, чтобы создать более благоприятные условия для животных?

Мясная промышленность – крупнейшая отрасль сель­ского хозяйства, и цель её владельцев – максимальная прибыль при наименьших затратах. Содержание живот­ных подчинено этой задаче. Улучшение условий содержания животных, конечно, было бы шагом в правильном направлении, но этому будут отчаянно сопротивляться фермеры и производители мяса, и даже если давление будет успешным, то это приведёт к росту уже и без того высоких цен на мясо.

Поэтому встречный вопрос: почему бы не воздержать­ся от употребления мяса в качестве протеста против су­ществующей политики цен? Даже при наилучших усло­виях суть проблемы остаётся. Люди присваивают себе право распоряжаться жизнью других существ, создан­ных Богом, хотя это вовсе не необходимо для их выжи­вания.

Если животные убивают друг друга в природе, то поче­му мы должны отказываться от их убийства?Животные-хищники не имеют иного выбора, кроме убийства траво­ядных. Они должны поедать других животных, чтобы вы­жить. Возможно, это – путь, благодаря которому приро­да заботится о своём здоровье и поддерживает баланс.

Как правило, жертвами хищников становятся старые и ослабевшие особи, которые в любом случае обречены на гибель. Но у людей есть выбор, и мы знаем, что ве­гетарианская диета как раз позволяет нам вести более здоровый образ жизни. Это выбор не только между эго­измом и состраданием, но и выбор между здоровьем и потворствованием своим дурным привычкам. И потому нет никакой причины выращивать и уничтожать живот­ных для пищи.

Говорят, что употребление мяса укорачивает жизнь человека, но известно, что дольше всего живут люди в странах Запада, где мясная пища составляет едва ли не главную часть рациона.

Не следует валить всё в одну кучу. Совершенно оче­видно, что во многих странах третьего мира люди не до­живают даже до шестидесяти лет не потому, что не едят мяса, а из-за нехватки продуктов вообще, из-за истощения и болезней. На Западе же с его высоким уровнем жизни, системой социального обеспечения и высоко­развитой медициной, смертность, естественно, намного ниже. Но продолжительность жизни в Западной Европе и Северной Америке была бы ещё выше, если бы мясо не составляло большую часть рациона живущих там лю­дей.

Развитию каких болезней более всего способствует мясная пища?Всевозможных. Причём самых тяжёлых и даже неизлечимых. Болезней сердца, раковых опухолей, утоньшению костей и повышению их ломкости – остеопорозу, вызываемому протеином, который содержится в мясе животных.

Остеопороз приводит к печальным последствиям. Но посмотрите, где наиболее «популярно» это заболевание: в США, Швеции, Англии, Финляндии, Израиле. Т. е. именно там, где больше всего любят мясные блюда. А где меньше всего страдают от остеопороза? В странах Даль­него Востока, где мясо почти не потребляют. А мы смеём­ся над их пристрастием к рису. Но, как известно, смеётся тот, кто смеётся последним...

На Востоке издревле говорили: «Если хочешь узнать о человеке больше, на что он способен и т. д., по­смотри как, что и когда он ест». Например, если человек ест жадно и быстро, стараясь урвать лучший кусок пер­вым, то очевидно, что перед вами самовлюбленный эго­ист, который легко предаст вас.