Читая Библию

Читая Библию

 


На свете много разных религий, и каждая имеет свои священные тексты и гимны, достойные вдумчивого изучения. Но мы посвятили специальный раздел нашего сайта рассмотрению именно библейских сюжетов, и это неспроста. Дело в том, что в силу исторически обусловленных причин Библия чаще других священных книг упоминается во всевозможных ракурсах и ситуациях, к месту и не к месту, со смыслом и без оного. При этом часто те, кто цитирует библейские тексты или приводит их в качестве какого-либо примера, сами Библию не читали, а оперируют тем, что слышали от других. А от этих самых "других" мы слышим в основном не сами тексты первоисточника, а уже трактовки, причём трактовки эти носят печать многовековых наслоений, абсолютно к тексту Библии не относящихся.


Для примера давайте возьмём маленькую и совсем безобидную деталь из мифа о грехопадении Адама и Евы. Почему-то часто говорится, что запретный плод, который они съели, назывался яблоком. Но в тексте Библии ни о яблоке, ни о яблоне ни слова! То, на чём "запретные" плоды росли, в тексте называется "древо познания Добра и Зла", а то, что съели перволюди - "плод с древа познания Добра и Зла" , или просто "плоды дерева, которое среди рая". Откуда взялось упоминание о яблоке? Трудно сказать. Наверное, здесь оставил свой след более древний миф из греческой традиции о золотом яблоке раздора, которое богиня обиды и мести Эрида подбросила богиням Афине, Афродите и Гере, после чего началась знаменитая Троянская война.

В статьях этого раздела авторы, размышляя над библейскими сюжетами, толкуют их с позиции этики человеческих взаимоотношений. Результаты бывают весьма неожиданными с точки зрения привычного восприятия Библии как свода божественных откровений. В этом же разделе публикуются статьи, посвящённые неканоническим христианским текстам и мифам - апокрифам, сказаниям и преданиям, опять же с этическими трактовками событий.