Суфийские притчи о познании собственной сути

Тебе следует знать, каков ты на самом деле, чтобы ты мог понять собственную природу, откуда ты пришёл в этот мир, для чего был создан, и в чём заключены счастье и страдание.

В тебе совмещены животные свойства и качества ангелов. Но твоей подлинной сущностью является Дух, всё остальное на самом деле чуждо ему.

Стремись к знанию своих истоков, дабы ты мог постичь, как достигнуть Божественного присутствия и созерцать Божественную мощь и Красоту.

Спаси себя от цепей вожделения и страстей. Бог не создавал тебя быть их рабом; они должны быть твоими слугами, способствующими твоему странствию. Они должны быть подобны скакуну и оружию, чтобы ты мог их использовать в поисках счастья, а когда в них более нет нужды, помести их под свою пяту.

Аттар

Нет ничего более близкого тебе, чем ты сам; если ты не знаешь себя, как же ты узнаешь других? Возможно, ты скажешь: «Я знаю себя», но это заблуждение! Единственное, что ты знаешь о себе, это твоё физическое обличие. Всё, что тебе известно о твоём бессознательном (батин), это то, что когда ты голоден, то ешь, когда рассержен – дерёшься, а когда обуреваем страстью – добиваешься физической близости. Все животные подобны тебе в этом отношении. Тебе следует искать истину в себе самом. Кто ты? Откуда ты пришёл и куда идёшь? Какова твоя роль в этом мире? Для чего ты был создан? В чём заключено твоё счастье? Если хочешь познать себя, тебе следует понять, что у тебя двойной состав. Одно – тело и внешнее обличье (захир), то, что можно увидеть глазами. Другое – силы твоего бессознательного (батин). Это часть, которую ты не видишь, но способен познать посредством интуиции. Истина твоего существования – в твоём бессознательном. Всё остальное – слуга бессознательного.

ал-Газали

Когда ты знаешь себя, твоё ощущение «я» исчезает, и ты постигаешь, что ты и Бог – одно и то же. 

Ибн Араби

Этот мир — горы, а наши поступки — крики: эхо от нашего крика в горах всегда возвращается к нам.

Руми

Первоначально ты был глиной. Пройдя стадию минерала, ты стал растением. Из растения ты стал животным, и из животного — человеком. В течение этих периодов человек не знал, куда идет, но все же был вовлечен в это длинное путешествие. И еще сотню разных миров предстоит тебе пройти.

Руми

Целью этого мира является человек, а целью человека — это мгновение; целью тела является обретение духа, а целью духа — регулирование чувств. Целью же регулирования чувств и органов является совершенствование сердца, а целью сердца является возлюбленная.

Руми

Вам присущи бесчисленные смены настроения, которыми вы не можете управлять. Вы могли бы овладеть ими, если бы знали их истинную причину. Если вы не можете определить источник собственных изменений, то как же вы сумеете определить те изменения, которые формируют вас. Травинкой невозможно проткнуть гору. Если бы солнце, освещающее мир, приблизилось к нему, мир был бы уничтожен.

Руми

Внешне тело стоит выше, чем душа, но на самом деле лишь душа возвышает и облагораживает все. Тело перед морем души — капля. Но и тело (форма) имеет большую ценность, и само оно является местом почести и уважения, оно есть друг внутренней сущности. Как без сердцевины непригодна кора, так и сердцевина непригодна без коры. Точно так же, как зерно, посеянное без оболочки, не прорастает, но вырастает в большое дерево, если посеешь в оболочке. С этой точки зрения, тело имеет большое значение. Без его помощи не сможешь совершить ни одного дела и достичь цели.

Руми

Человек внешне является частью мира, но, с точки зрения атрибутов, он есть основа мира. Внешне человека беспокоит комар, но внутренне он завоевывает небо.

Руми

Человек похож на текучую воду: как только она замутится, ее дна не увидишь, а дно реки полно жемчугов и кораллов. Осторожно, не мути, он чист и прозрачен. Душа человека похожа на воздух: как только смешается с пылью, она становится завесой неба, мешает лицезреть солнце; но когда пыль исчезнет, воздух станет ясным и прозрачным.

Руми