Суфийские притчи о разном

 

Вежливый Кролик

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Лисице не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.

У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность – в пещере поселилась Змея.

Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. «Нужно поздороваться, – подумал он, – но с кем? С пещерой, конечно!» И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:

– Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.

До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.

– Входите, входите! – ответила она, желая обмануть Кролика.

Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.

– Простите, что я побеспокоил вас, – сказал он. – Я совсем забыл, что меня ждёт крольчиха! До свидания! – и бросился бежать прочь со всех ног.

Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила.

Змея же свернулась в клубок и проворчала:

– Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!

 

Лошадь и осёл

Шли лошадь и осёл с базара. Так случилось, что осёл был навьючен выше головы, а лошадь бежала налегке. Шли они, шли, прошли полдороги. Осёл устал, кряхтит, еле дышит.

– Будь другом, – попросил он лошадь, – помоги мне! Возьми часть груза!

Но лошадь и ухом не повела.

Немного погодя осёл взмолился:

– Мне уже невмоготу! Помоги!

Но лошадь только ушами прядёт.

Дорога пошла в гору. Осёл чувствует, что вот-вот упадёт, и в третий раз просит лошадь:

– Помоги!

– Ладно, – согласилась лошадь, – кое-что я возьму на себя: ты неси груз, а я, так уж и быть, буду за тебя кряхтеть и отдуваться.

Осёл прошёл ещё десяток шагов и упал.

– Вставай, вставай, милый! – умолял хозяин, но осёл не мог подняться.

Делать нечего. Разгрузил хозяин осла и всю поклажу взвалил на лошадь. Теперь осёл бежал налегке, а лошадь кряхтела и отдувалась за двоих.

 

Приметы глупца

Однажды Насреддин шёл по дороге в Бухару. В попутчики ему достался беспокойный и болтливый человек. Он задавал Насреддину вопросы и, не дожидаясь ответов, сам находил их, рассказывая случаи из своей жизни, а чаще – из жизни знакомых его знакомых. Насреддин все больше помалкивал, и скоро говорил только его попутчик:

– Царям не стоит охотиться с соколами, лучше с беркутами, беркут легко берёт ягнёнка… Ягнёнка надо готовить с особой травкой. Мой родич, повар при дворе шаха в Бухаре, говорил, что эта приправа обостряет ум. Я мог бы стать советником шаха – так часто я ел это жаркое! А ведь шаха окружают одни глупцы… Кстати, как распознать глупца?..

– По двум приметам, – вдруг вновь заговорил Насреддин. – Глупец много говорит о вещах для него бесполезных, и высказывается о том, о чём его не спрашивают.

 

А сам не плошай

Один человек, собираясь совершать полное омовение в Акшехирском озере, спросил у находившегося там ходжи:

– В какую сторону повернуться мне во время омовения?

– Где твоя одежда, в ту сторону и обернись, – сказал ему ходжа.

 

Бой без гнева

Это случилось во времена Омара, великого исламского халифа, который боролся со своим врагом в течение 30 лет. Враг был очень силён. Но вот однажды он упал со своего коня, и Омар метнул в него своё копьё. Через секунду копьё пронзило бы сердце врага, и всё было бы кончено. Но в этот момент враг плюнул Омару в лицо, и… копьё остановилось…

Коснувшись своего лица, Омар поднялся и сказал врагу:

– Завтра мы начнём сначала.

Враг в замешательстве спросил:

– В чём дело? 30 лет я ждал этого момента. Конечно, я хотел бы воткнуть своё копьё в твою грудь и покончить с тобой. Такое везение пришло не ко мне, а к тебе. Именно ты должен был покончить со мной, но ты этого не сделал. Что случилось с тобой?

Омар ответил:

– В этой войне я дал суфийский обет, что буду сражаться без гнева. В течение 30 лет я сражался без гнева, но теперь, когда ты плюнул мне в лицо, я почувствовал гнев, и понял, что в меня вошёл нафс, т. е. эго. И, когда в меня вошёл нафс, т. е. эго, то я ощутил свою глубокую эмоциональную связь с тобой и очень захотел тебя убить. Вот почему я не могу убить тебя. Итак, завтра мы начнём снова….

Но битва так и не началась снова, так как враг сказал:

– А теперь научи меня! Стань моим мастером и позволь мне быть твоим учеником. Я тоже хочу научиться драться без гнева, потому что если я смогу драться без гнева, тогда буду способен делать без эго всё, так как битва – это высшая точка проявления эго. Если я смогу делать это, тогда я смогу делать что угодно. Но сейчас я не умею даже любить без эго.

 

Виноград

Как-то шли вместе и в согласии четыре человека: турок, перс, араб и грек, и где-то они раздобыли динар. Этот динар и стал причиной ссоры между ними, потому что, получив его, они стали решать, как его потратить. Перс сказал:

– Давайте купим ангур!

– Зачем покупать ангур, лучше купить эйнаб, – возразил араб.

Но тут вмешался турок:

– К чему спорить? – сказал он. – Не нужен нам ни ангур, ни эйнаб, мы должны приобрести на этот динар узум!

Грек тоже выразил своё несогласие:

– Если уж что-нибудь покупать, то нужно взять стафил! – заявил он.

Каждый из них стал доказывать свою правоту, и дело дошло до кулаков. И всё потому, что им в тот момент не повстречался знаток, который смог бы им объяснить, что все они говорят об одном и том же и что слова «ангур», «эйнаб», «узум» и «стафил» означают «виноград», который все они и хотели купить, но каждый говорил о нём на своём языке.

 

Голубые бусы

Было у ходжи две жены. Каждой из них он подарил голубые бусы с наказом не показывать их другой.

– Это – знак моей любви, – сказал ходжа.

Но однажды обе жены крича, бросились к ходже:

– Которую из нас ты больше любишь?

Ходжа ответил:

– Я люблю больше ту, у которой голубые бусы.

Женщины успокоились.

Каждая, считая себя лучше подруги, думала: «Меня он любит больше»….

 

Друзья и враги

– Молла, – спросили Насреддина, – почему друзья так легко становятся недругами? А вот врагов в друзей превратить гораздо труднее.

– Такова природа вещей, – отвечал Насреддин. – Подумайте сами, что легче: построить дом или разрушить его? Слепить кувшин или разбить? Заработать деньги или растратить?

– А трудно ли вернуть порушенную дружбу?

Насреддин взял глиняный кувшин и бросил на пол. Кувшин разлетелся на крупные и мелкие черепки.

– А теперь склей его, – просто сказал Насреддин.

 

Зеркало

Давным-давно один король построил огромный дворец. Это был дворец с миллионами зеркал. Абсолютно все стены, полы и потолки дворца были покрыты зеркалами.

Как-то во дворец забежала собака. Оглядевшись, она увидела множество собак вокруг себя. Собаки были повсюду. Будучи весьма разумной собакой, она оскалилась, чтобы на всякий случай защитить себя от этих миллионов окруживших её собак и испугать их. Все собаки оскалились в ответ. Собака зарычала и все собаки-отражения с угрозой ответили ей.

Уверенная, что жизнь в опасности, теперь собака стала лаять. Напрягаясь, она отчаянно лаяла изо всех сил. Но когда она залаяла, то миллионы собак тоже начали лаять. И, чем больше собака лаяла, тем больше отвечали ей её отражения.

Утром эту несчастную собаку нашли мёртвой. А она была там одна с миллионами зеркал. Никто не дрался с нею, да и вообще не было никого, кто мог бы драться. Но собака, увидев саму себя в зеркалах, испугалась. И начала сражаться с отражениями в зеркалах. Таким образом собака погибла в борьбе с миллионами собственных отражений, которые окружали её.

Если нет никаких препятствий внутри Вас, то не может быть никаких препятствий и вовне, ничто не может встать на Вашем пути. Таков закон.

Мир – это всего лишь Ваше отражение. Мир – это огромное зеркало.

 

Лягушка в колее

Лягушка попала в колею на грязной деревенской дороге и не могла оттуда выбраться. Она пробовала, но ничего не получалось! Друзья помогали ей, делая всё, что можно. Под вечер угнетённые и разочарованные, они оставили лягушку на волю судьбы. На следующий день друзья пришли посмотреть на неё, думая, что она уже мертва.

К их удивлению, лягушка весело прыгала.

– Это просто чудо! Как тебе удалось выбраться из грязи?

– Обыкновенно, – сказала лягушка. – Появился грузовик… и я, чтобы он не раздавил меня, вынуждена была выбраться!..

 

Наставления отца

У одного состоятельного адыга был единственный сын. Отец перед смертью позвал его и сказал ему:

– Я дам тебе три совета, которые ты должен выполнять всю жизнь: никогда не здоровайся первым; каждый вечер кушай сладкое; каждое утро надевай новую обувь.

Когда отец умер, сын начал выполнять его завещание отца: никогда не здоровался первым; каждый вечер кушал сладкое; каждое утро надевал новую обувь. Но получилась странная вещь: с ним перестали разговаривать в ауле, а деньги ушли на сладости и обувь. Тогда он пришёл к матери и сказал:

– Мама, неужели отец был мне врагом, почему он дал мне такой наказ?

На что мать ответила:

– Отец запретил мне вмешиваться в твои действия, пока ты сам у меня не спросишь. Первый наказ – никогда не здоровайся первым – означает, вставай раньше всех и работай в поле, а люди, проходящие мимо, будут приветствовать тебя первыми. Второй наказ – каждый вечер кушай сладкое – означает, проработав целый день в поле, вечером любая еда будет сладкая. Третий наказ – каждое утро надевай новую обувь – означает, что мужчина сам следит за своей одеждой и обувью. Никогда адыг не ложится спать, пока не почистит свою одежду и обувь, чтобы утром она была как новая.

Со следующего утра юноша стал делать всё, так как сказала ему мать. Через некоторое время он стал богатым, женился на самой красивой девушке и этот наказ передал своим детям.

 

Неизлечимая болезнь

В одной деревне, в небольшой хижине умирал больной крестьянин. Он был совсем не стар, но неизвестная болезнь приковала его к постели. Родственники уже отказались верить в его выздоровление и только надеялись на спокойную смерть. Но вдруг житель соседней хижины вспомнил, что неподалёку от деревни живёт старый суфий, и что, по слухам, он излечивает даже «неизлечимые» болезни. И он сбегал за мудрецом.

Старый, но на вид сильный человек в халате вошёл в комнату к спящему больному и начал что-то шептать ему на ухо. Вскоре крестьянин проснулся, и некоторое время они перешёптывались вдвоём. После этого старый суфий встал, и, ни сказав больше ни слова, вышел за дверь.

Крестьянин пошёл на поправку и уже через несколько дней, к полному удивлению всех жителей деревни, встал с кровати и был полностью здоров. С тех пор, когда бы его ни спрашивали: «Что же тебе сказал старый мудрец, что ты так легко победил свою болезнь?», – он всегда отвечал: «Не пытайся её победить. Полюби её».

Но мало кто его понимал. Они ведь сами никогда не болели. Но и не выздоравливали.

 

Ответ по существу

Как-то Мулла работал в огороде. Подошёл какой-то юноша.

– Скажите, где дом Муллы Насреддина? – спросил он.

– Вон тот, слева, – ответил Мулла.

Вскоре юноша вернулся и сказал:

– Оказывается вы и есть Мулла Насреддин!

– Да, это так.

– Почему же вы мне раньше не сказали?

– Так ведь ты искал не меня, а мой дом, – ответил Насреддин.

 

Павлин и змея

Однажды юноша по имени Ади, прозванный вычислителем, потому что изучал математику, решил покинуть Бухару и отправиться на поиски великого знания. Его Учитель посоветовал ему идти на юг и сказал:

– Узнай значение павлина и змеи.

Над этими словами и размышлял Ади в дороге. Достигнув конца дороги, юноша, в самом деле, увидел змею и павлина, и заговорил с ними.

– Мы сравниваем наши достоинства, – сказали они.

– Продолжайте, прошу вас, – сказал Ади, – это как раз то, что меня чрезвычайно интересует.

– Я думаю, что я гораздо важнее змеи, – начал павлин. – Я олицетворяю вдохновение, устремлённость к небесам, и их красоту, другим словами – я воплощаю знание высоких вещей. Моё предназначение – напоминать человеку о его собственных скрытых качествах.

– Я, – прошипела змея, – олицетворяю собой то же самое. Подобно человеку, я привязана к земле. Этим я напоминаю человеку его самого. Я такая же гибкая, как он, потому что, извиваясь, ползаю по земле. По преданию, я – страж подземных сокровищ.

– Но ты вызываешь отвращение! – воскликнул павлин. – Ты лукава, скрытна, и ядовита.

– Ты перечисляешь мои человеческие черты, – ответила змея, – между тем как я хочу указать на моё назначение, которое только что описала. Но взгляни на себя самого. Ты тщеславный, отвратительно толстый и у тебя противный голос, ноги твои непомерно велики, а перья слишком длинны.

Тут Ади вмешался в беседу:

– Наблюдая ваш спор, я понял, что ни один из вас не прав полностью. И всё же вы можете ясно увидеть, если отбросите ваши личные предубеждения, что вместе вы являетесь поучительным примером для человечества.

И Ади объяснил им, в чём их назначение, а они его молча слушали.

– Человек привязан к земле, как змея. У него есть возможность подняться ввысь, подобно птице. Но, имея в себе что-то от жадной змеи, человек остаётся эгоистичным даже в этом высоком стремлении и становится похожим на надутого гордостью павлина. В павлине мы видим большие возможности человека, которые так и не смогли развиться правильно. Сверкающая чешуя змеи говорит о возможной красоте, а в павлине эта возможность проявляется в кричащей пестроте хвоста.

Только Ади это произнёс, как услыхал внутри себя голос, сказавший ему:

– И это ещё не всё. Эти два существа наделены жизнью, которая, в основном, и представляет их свойства. Они спорят друг с другом, потому что каждый из них привязан к своему собственному образу жизни, полагая, что своим существованием он осуществляет нечто истинное. И хотя змея охраняет сокровища, она не может воспользоваться ими. Павлин же, отражая красоту, напоминает о сокровищах, но это нисколько не помогает ему измениться. Хотя сами они и не способны извлечь какую-либо пользу из того, чем обладают, но их пример служит назиданием для тех, кто может видеть и слышать.

 

Рыбак и джин

Однажды один рыбак выловил в море медный сосуд, запечатанный свинцовой печатью. Это был какой-то странный кувшин –необычной формы, и рыбак почему-то решил, что в нём спрятаны бесценные сокровища. К тому же ему не везло в этот день с уловом, а кувшин, даже не окажись в нём сокровищ, можно было продать меднику. На пробке этого сосуда был начертан, неизвестный рыбаку символ, –печать самого Соломона.

Но внутри сосуда томился грозный и могущественный джинн. Сам Соломон заключил его в медную темницу и бросил на дно моря, дабы избавить людей от его козней. Этот мятежный гений должен был пребывать в заключение до тех пор, пока не появится человек, который сумеет покорить его и возвратить на путь служения человечеству. Рыбак, конечно, ничего этого не знал. В его руках находился предмет, который мог оказаться ему полезным. Покрытый изумительно тонким узором, кувшин сверкал и переливался на солнце. «Конечно, в нём таятся редчайшие драгоценности», –заранее радовался рыбак.

Забыв изречение: «Человек может пользоваться только тем, чем он умеет пользоваться», рыбак вытащил пробку и, торопясь увидеть содержимое сосуда, опрокинул его вверх дном и встряхнул. В кувшине не было ничего. Он поставил его перед собой на землю, и тут вдруг из горлышка поползла тонкая струйка дыма. Она стала расти и, спустя мгновение, страшным чёрным столбом взметнулась к небу, превращаясь в огромное и ужасное существо, которое гулким громоподобным голосом заревело:

–Я –повелитель джиннов, и обладатель чудесных сил. Я восстал против Соломона и по его приказу был заточен в этот сосуд. А теперь я уничтожу тебя.

Рыбак в ужасе повалился на колени.

– Неужели ты убьёшь своего избавителя?! –воскликнул он.

– Сейчас ты в этом убедишься, –прогремел джинн. –Я –порождение злого начала, и хотя я несколько тысячелетий томился в этой темнице, моя сущность духа-разрушителя ничуть не изменилась.

Только теперь человек понял, как жестоко он ошибся, понадеявшись извлечь выгоду из неожиданного улова и при этом, даже не подумав о том, что за неосторожность можно поплатиться жизнью. Он уже приготовился к смерти, но внезапно его взгляд упал на Соломонову печать на пробке, и его осенило.

– Ты никак не мог выйти из этого кувшина, –сказал он джинну, –разве ты можешь поместиться в нём?

– Как? –взревело чудовище, –ты не веришь мне, повелителю джиннов?!

С этими словами дух снова превратился в тоненькую струйку дыма и исчез в сосуде. Быстро схватив пробку, рыбак крепко-накрепко запечатал отверстие и забросил кувшин в море.

Прошло много лет, и вот однажды другой рыбак, внук первого, закинул свой невод в этом же месте и вытащил тот же самый сосуд. Он поставил кувшин на песок и уже собирался его откупорить, но остановился в нерешительности, потому что вспомнил совет, который получил от своего отца, а тот от своего, и совет этот гласил: «Человек может использовать только то, что знает, как использовать». Между тем дух, разбуженный толчками, подал голос из своей медной тюрьмы:

– Сын Адама, кто бы ты ни был, распечатай кувшин и освободи меня, я –повелитель джиннов, обладатель чудесных сил.

Помня завещанный ему совет, юноша, осторожно отнёс кувшин в пещеру, а сам отправился на вершину горы к мудрецу. Он обо всём рассказал мудрому человеку и спросил, как ему поступить. Мудрец ответил:

– Отец дал тебе правильное наставление, и ты сам должен убедиться в его правильности, но прежде тебе необходимо знать, как за это взяться.

– Так что же мне делать? –спросил юноша.

– Ты, вероятно, уже знаешь, что бы тебе хотелось сделать?

– Единственное, чего я хочу, –это освободить джинна и получить от него волшебное знание или много золота и изумрудов, –словом, всё, что может дать джинн.

– А подумал ли ты, что джинн, оказавшись на свободе, может не дать тебе всего этого или дать, а потом отнять. У тебя нет средств, сохранить его дары, не говоря уже о том, что ты не знаешь, какие опасности подстерегают тебя, когда ты станешь владельцем несметных богатств, ибо «человек может использовать только то, что он знает, как использовать».

– В таком случае, что вы мне посоветуете?

– Придумай, как заставить джинна служить тебе. Испытай его могущество, но прежде найди способ обезопасить себя. Ищи знание, а не богатство, потому что богатство без знания бесполезно, и в нём причина всех наших несчастий.

Итак, молодой человек отправился обратно к пещере, где он оставил кувшин, по дороге размышляя над словами мудреца. И поскольку юноша был сообразительным, он быстро разработал собственный план. Подняв кувшин, он встряхнул его, и в то же мгновение раздался ужасающий, хотя и приглушенный металлом голос джинна.

– Во имя Соломона могущественного, мир да будет над ним, освободи меня, сын Адама!

– Я не верю, что ты тот, за кого себя выдаёшь. Может ли быть, чтобы ты был обладателем столь великого могущества, на которое притязаешь?

– Ты не веришь мне?! Разве ты не знаешь, что я не умею лгать?

– Я этого не знаю.

– Но как же мне убедить тебя?

– Можешь ли ты проявить свои силы сквозь стенки сосуда?

– Могу, но с помощью этих сил мне не выбраться на волю.

– Вот и прекрасно. Тогда сделай так, чтобы я узнал истину о том, о чём я сейчас думаю.

В тот же миг рыбак узнал, откуда произошло изречение, которое он получил по наследству от деда. Он словно бы перенёсся в прошлое и увидел всё, что произошло между его дедом и джинном, а также осознал, как передать другим людям способ, которым они могли бы получить от джинна такое же знание. Ещё он понял, что ничего больше он получить от джинна не сможет. И тогда он поступил так же, как его дед, –отнёс кувшин к морю и забросил его подальше.

С тех пор рыбак не возвращался больше к своему прежнему ремеслу и всю свою жизнь разъяснял людям опасность попыток пользования тем, чем человек пользоваться не умеет.

Но так как немногим людям попадаются кувшины с джиннами, его последователи, не зная ни одного мудреца, который мог бы предостеречь их в подобных случаях, извратили то, что они называли его «учением», и без конца повторяли историю своего основателя.

Спустя какое-то время память о нём превратилась в религию, и последователи рыбака стали выставлять в богатых храмах, выстроенных специально для этой цели, самые обыкновенные медные сосуды. Глубоко почитая рыбака, они старались во всём ему подражать.

Кувшин и сейчас, спустя много столетий, по-прежнему остаётся для этих людей святым символом и сокровенной тайной. Они пытаются любить друг друга, потому что любят древнего рыбака. И они собираются по определённым дням, и облачаются в прекрасные одежды, и совершают тщательно разработанный ритуал в месте, где рыбак некогда обосновался и устроил своё скромное жилище. К святому месту толпами стекаются ревностные почитатели.

Ученики того мудреца живы и по сей день; живы и последователи рыбака. А на дне моря лежит медный кувшин со спящим джинном.

 

С другими, как с собой

Один мудрец сказал Насреддину:

–Каждый человек должен вести себя так, как он хочет этого от других. Сердце твоё должно желать для других того же, чего оно желает себе.

Насреддин ответил:

–Одна птица лакомилась ядовитыми ягодами, не причинявшими ей никакого вреда. Однажды она собрала немного этих ягод и угостила ими свою подружку лошадь…

 

Терпение

Богобоязненный Мадмуд имел обыкновение оказывать гостеприимство в своём пустынном доме всякому пришельцу.

Однажды к нему постучался почтенного вида путник и попросил разрешения отдохнуть. Мадмуд проявил гостеприимство, поставил на стол пищу и пригласил гостя подкрепиться. Тот с радостью согласился и начал уплетать. Мадмуд спросил его, почему он даже не поблагодарил Бога перед едой. Путник ответил, что никогда этого не делал, да и теперь не намерен. Набожный хозяин рассердился на гостя и прогнал его прочь.

В тот же вечер, когда пришло время благочестивому Мадмуду предаться молитве, Бог спросил его, почему он прогнал усталого и голодного гостя. Мадмуд ответил, что он не смог вынести его неблагодарности к Богу. Бог же сказал ему:

–Я терплю его 60 лет, а ты не смог потерпеть его и один вечер?!

 

Узкий мост

Байазид часто говорил своим ученикам:

–Будьте осознающими!

–Но что есть осознанность? –спрашивали они. Однажды он повёл их на реку, где по его указанию, был перекинут узкий мост.

–Чтобы узнать, что такое осознанность, вам придётся перейти по этому мосту на ту сторону, –сказал Байазид.

Когда все подошли вплотную к мосту и увидели, что он очень узкий, то воскликнули:

–Но это опасно, мост всего лишь в один фут шириной!

Байазид сказал:

–Но сколько вам нужно, чтобы ходить? Когда вы идёте по земле, то легко можете идти по полоске шириной в один фут. Почему же вы не можете идти по такой же полоске, висящей между двух холмов?

Несколько человек попытались, но, испугавшись, вернулись назад. Тогда старый Байазид сам пошёл по мосту. Некоторые ученики последовали за ним. Когда они достигли другой стороны, то упали на колени и воскликнули:

–О, мастер, теперь мы знаем, что такое осознанность. Опасность была так велика, что мы не могли позволить себе быть расслабленными. Нам пришлось быть бдительными и осознающими.