Японские притчи

Японские притчи

 

Шестое чувство

Однажды, великий мастер меча Тадзима-Но-Ками прогуливался прекрасным весенним утром в своём саду, полностью поглощённый созерцанием расцветающих слив. За ним шёл мальчик-оруженосец, который нёс его меч.

«Как ни искусен в фехтовании мой господин, – подумал мальчик, – а сейчас, когда он так увлечён созерцанием, его ничего не стоит атаковать». Тадзима резко обернулся и огляделся вокруг, как бы ища кого-то. Никого не увидев, он вернулся в комнату. Облокотившись на стол, он некоторое время стоял неподвижно, глядя по сторонам, как будто сошёл с ума. Увидев это, его слуга испугался и даже побоялся подойти к нему.

Наконец он спросил господина, здоров ли тот и не может ли он ему чем-либо помочь. Тадзима ответил:

– Я вполне здоров и чувствую себя хорошо. Меня беспокоит одно происшествие, которое я никак не могу объяснить. Благодаря длительной тренировке в фехтовании я могу чувствовать мысли тех, кто стоит против меня или находится неподалёку. Когда я был в саду, я вдруг ощутил запах смертоносных духов. Я оглянулся, но кроме моего мальчика-оруженосца, поблизости никого не было. Я не могу сообразить, откуда взялся этот запах смерти. Я очень расстроен, что стал таким рассеянным.

Услышав это, оруженосец признался ему в своей мысли и попросил прощения.

 

Сознание впереди

Один молодой человек, изучавший дзен под руководством Банкея, увлекался боевыми искусствами. Однажды, решив проверить силу духа наставника, он напал на Банкея с копьём, когда тот сидел, ничего не подозревая.

Банкей спокойно отразил удар своими чётками. Потом он сказал молодому человеку:

– Техника твоя ещё не совершенна; твоё сознание двинулось первым.

 

Испытание рапиры Бандзё

Матаюро Ягью был сыном известного фехтовальщика. Его отец, поняв, что сын работает слишком посредственно, чтобы ожидать от него мастерства, отрёкся от него. Тогда Матаюро отправился на гору Футара и здесь нашёл знаменитого фехтовальщика Бандзё. Но Бандзё подтвердил мнение отца.

– Ты хочешь научиться искусству фехтования под моим руководством? – спросил Бандзё. – Ты не удовлетворяешь моим требованиям.

– Но если я буду очень стараться, за сколько лет я смогу стать мастером? – настаивал юноша.

– Тебе понадобится остаток твоей жизни, – ответил Бандзё.

– Я не могу ждать так долго, – объяснил Матаюро. – Я согласен трудиться день и ночь, если ты только согласишься учить меня. Если я стану твоим доверенным слугой, сколько это займёт времени?

– О, может быть, лет десять, – смягчился Бандзё.

– Мой отец стар, и скоро мне придётся заботиться о нём, – продолжал Матаюро. – Если я буду трудиться ещё больше, сколько это займёт времени?

– О, может быть, лет тридцать, – сказал Бандзё.

– Как же так? – спросил Матаюро. – Сначала ты сказал, десять, а теперь тридцать? Я готов перенести любое учение, лишь бы научиться этому мастерству в кратчайший срок.

– В таком случае, – сказал Бандзё, – ты должен оставаться у меня семьдесят лет. Человек, который так спешит добиться результатов, редко учится быстро.

– Хорошо, – заявил юноша, поняв, наконец, что его упрекнули в невыдержанности. – Я согласен.

Мастер предложил Матаюро никогда не заговаривать о фехтовании и не прикасаться к рапире.

Он готовил еду учителю, мыл посуду, стелил ему постель, подметал двор, ухаживал за садом и ни слова не упоминал об искусстве фехтования.

Прошло три года. Матаюро всё ещё работал. Думая о своём будущем, он становился печальнее. Он ещё даже и не начинал учиться искусству, которому посвятил свою жизнь.

Но однажды Бандзё подкрался к нему сзади и ужасно сильно ударил его деревянной рапирой.

На следующий день, когда Матаюро варил рис, Бандзё опять неожиданно напал на него.

После этого днём и ночью Матаюро был готов к защите от неожиданных ударов. Не проходило ни одной минуты, чтобы он не думал о нападении Бандзё с его рапирой.

Матаюро учился быстро, вызывая улыбки на лице своего учителя. В результате Матаюро стал величайшим фехтовальщиком страны.

 

Зачем пришёл

Новичок, пришедший в монастырь к знаменитому Мастеру, спросил у одного из монахов:

– Почему проживание в монастыре рядом с Мастером почти ничего мне не даёт?

– Может быть, это из-за того, что ты пришёл научиться у него Дзэн?

– А зачем ты сам сюда пришёл?

– Чтобы видеть, как он завязывает свои сандалии...

 

Дающий должен быть благодарен

Когда Сейсецу был учителем, ему потребовалось большое помещение, так как то, в котором он преподавал, было переполнено.

Купец Умедзу, решил пожертвовать 500 кусков золота, называемых рё, на строительство более просторной школы. Эти деньги он принёс Учителю.

Сейсецу сказал:

– Хорошо, я возьму их.

Умедзу отдал Сейсецу сумку с золотом, но остался недоволен реакцией Учителя. Один человек на три рё может прожить целый год, а его даже не поблагодарили за 500 рё!

– В этой сумке 500 рё, – сказал Умедзу как бы невзначай.

– Ты мне уже сказал, – ответил Сейсецу.

– Хоть я и богач, но 500 рё для меня большие деньги, – снова заговорил Умедзу.

– Ты хочешь, чтобы я поблагодарил тебя за них? – спросил Сейсецу.

– Ты должен это сделать, – ответил Умедзу.

– Почему должен я? – спросил Сейсецу. – Дающий должен благодарить.

 

В руках судьбы

Великий японский воин по имени Нобунага решил атаковать противника, хотя врагов было в десять раз больше. Он знал, что победит, но его солдаты сомневались.

По дороге Нобунага остановился у синтоистской святыни и сказал своим людям:

– После того, как я навещу святыню, я брошу монетку. Если выпадет орёл – мы победим, если решка – проиграем. Судьба держит нас в руках.

Нобунага вошёл в святыню и молча помолился. Выйдя, он бросил монету. Выпал орёл. Его солдаты так рвались в бой, что легко выиграли битву.

– Никто не может изменить судьбу, – сказал ему слуга после битвы.

– Конечно, нет, – ответил Нобунага, показывая ему монетку, у которой с обеих сторон был орёл.

 

Гнев

Когда вы чувствуете гнев, не выбрасывайте его на кого-то ещё, но и не подавляйте его. Гнев – это прекрасное явление, которое может трансформировать вас в положительном направлении.

Один дзэн-ученик пришёл к Банкею со словами:

– Мастер, у меня неуправляемый характер. Как я могу вылечиться от этого?

– Ага! Давай, прояви мне свой характер, – сказал Банкей, – его проявление очаровательно!

– Я не могу сделать это прямо сейчас, – сказал ученик. – Сейчас я не могу показать тебе его.

– Ну хорошо, потом, – тонко улыбнулся Банкей. – Доставь мне его, когда сможешь.

– Но я не смогу принести тебе это сразу же, как это произойдёт, – запротестовал ученик. – Это всегда происходит неожиданно, и можно быть уверенным, что я утрачу это, пока дойду до тебя.

– В таком случае это не может быть неотъемлемой частью твоей натуры. Если это есть, то ты можешь показать мне это в любое время. Когда ты родился, ты не имел этого. Таким образом, это должно было прийти к тебе извне. Я советую тебе, всякий раз как это входит в тебя, бей себя палкой, пока твой характер не выдержит и не убежит прочь, – улыбаясь, сказал Банкей.

В следующий раз, как только вы почувствуете раздражение, выйдите и обегите вокруг дома семь раз, а затем сядьте под дерево на скамеечку, и наблюдайте, где находится ваш гнев. Нет никакой нужды подавлять его, или контролировать, или выбрасывать его на кого-либо. Просто станьте более осознанным. Состояние гнева – это прекрасный феномен, это похоже на электричество в облаках. Если вы станете осознающим в состоянии гнева, гнев пройдёт.

 

Понимание

То, что человек видит чётче всего в других, то он и несёт в себе. Его суждения есть активное отражение того, что подавлено или не реализовано в нём самом.

Два монаха дзэн переходили вброд бурную речку. Недалеко от них стояла очень красивая юная девушка, которая тоже хотела переправиться через реку, но боялась. Она попросила монахов помочь ей. Один из них молча взял её на плечи и перенес на другой берег. Второй монах был в бешенстве. Он не сказал ничего, но внутри он весь кипел: «Это же запрещено! Писания запрещают монахам даже прикасаться к женщине, а этот не только прикасался, но и нёс её на своих плечах!» Когда они пришли в монастырь, на дворе уже был вечер. Тут раздражённый монах повернулся к первому и сказал:

– Смотри, я должен рассказать об этом настоятелю, я должен сообщить ему о том, что ты сделал то, что запрещено! Ты не должен был так поступать!

Первый монах удивленно спросил:

– О чём ты говоришь, что запрещено?

– Ты забыл? – сказал второй. – Ты нёс красивую юную женщину на плечах.

Первый монах рассмеялся и ответил:

– Я перенёс её на другой берег за одну минуту и сразу же оставил там. А ты всё ещё несёшь её?

 

Волшебное копьё

Один из следующих по пути истины, проходя через город, решил дать представление на базарной площади, чтобы заработать себе пропитание на ближайшие несколько лет. Прикрепив к дорожному посоху нож вместо наконечника, странник сделал самодельное копьё и стал показывать всевозможные трюки. Вскоре собралась вокруг него большая толпа, а кое-кто из местных удальцов даже попробовал состязаться с ним в воинских умениях, но как бы они на него не нападали, с оружием или без, он легко побеждал их, удерживая древко копья лишь тремя пальцами, и награждая атакующих обидными тумаками, а то и щекоча или ударяя их остриём.

Когда же день стал близиться к вечеру и странник решил закончить своё представление, из толпы зрителей вышел юноша и обратился к нему с такими словами:

– Воистину тебе нет равных в умении обращаться с копьём, а я давно ищу учителя, который бы согласился преподать мне это искусство.

Юноша был из богатой семьи. Об этом говорили его красивая одежда и гордый облик. Ожидая решения собеседника, он проявлял явные признаки нетерпения и не смог скрыть искру высокомерия, мелькнувшую в его прищуренных глазах. Видя, что странник медлит с ответом, юноша поспешил продолжить свою речь, пообещав тому хорошую плату за обучение и предложив ночлег в своём доме вместе со слугами. Странник не желал наживать себе могущественных врагов, и очень хотел продолжить путешествие, поэтому сказал юноше:

– Я ничтожный человек, а не великий мастер, а всё, что ты видел, лишь проявление могущества волшебной силы этого копья, – он указал на посох с прикреплённым к нему ножом и продолжил: – Всё, чему я обучен – это умение прислуживать ему.

Загоревшиеся в глазах юноши алчные огоньки, выдали его желание завладеть волшебным копьём. Пренебрежительным тоном, в котором не осталось и тени почтения к страннику, юноша сказал:

– Мой отец купит у тебя копьё, и ты получишь за него всё, что пожелаешь. Если же ты воспротивишься этому, то копьё отберут у тебя силой.

Улыбнувшись, странник ответил:

– Не я владелец копья, а оно – мой властелин, его нельзя ни купить, ни украсть, ни отобрать силой. К нему можно только пойти в услужение и научиться исполнять его прихоти. Если же кто попробует завладеть им другим способом, то навлечёт на себя несчастья, а волшебная сила копья перейдёт в какое-нибудь другое тело.

– Так вот почему у этого копья такой невзрачный вид, – воскликнул юноша. – Волшебная сила не хочет привлекать к себе внимание непосвящённых. Научи же меня оказывать ему почести и выполнять приказания.

– Если желаешь научиться служить ему и пользоваться его покровительством, – ответил странник, – тебе придётся сначала за год вперёд заплатить за место чиновника при копье, обучение и содержание, а затем отправиться в путешествие к святым горам вслед за копьём, ибо туда оно как раз и направляется.

К вечеру этого же дня всё было улажено, и странник с копьём и юношей тронулись в путь.

Шли дни, менялись времена года, и юноша из своевольного, изнеженного и капризного подростка превратился в могучего воина.

Однажды, когда спутники взошли на высокий перевал, странник бросил копьё в глубокое ущелье и с трудом удержал юношу, который чуть не бросился за ним вниз.

– Ты постиг высокое мастерство, но не познал корней жизни, – сказал мудрый странник своему молодому другу, – ни одна вещь на свете не стоит того, чтобы рисковать из-за неё жизнью. Что же касается волшебной силы копья, то пока ты учился управлять им, предугадывая его желания, она вся перешла в тебя.

После этих слов на юношу снизошло прозрение.

– О, Великий, – обратился он к мудрецу, – возьми меня в ученики и назначь плату за обучение.

– За истинное знание не берут мзды, ибо ты и так отдаёшь ему жизнь, – ответствовал странник.

– Почему же ты тогда при нашей встрече потребовал плату? – спросил юноша.

– Люди не ценят того, что им достаётся даром и мерой всех достоинств сделали золото. Но истинные ценности всегда с тобой и вокруг тебя, это ты сам, то чем ты дышишь, на чём ты стоишь, то, что утоляет твой голод и жажду, и то, что согревает тебя. Никакие другие богатства с ними не сравнятся. Однако ты никогда не пошёл бы со мной, если бы я рассказал тебе об этом. Люди мира больше всего ценят власть, и ты тоже был таким. Но я увидел в тебе жажду истины и стал учить любить жизнь. В день нашей встречи я взял тебя в ученики, но ты узнал об этом только сейчас, – странник улыбнулся ученику, и пошёл своей дорогой.

 

Искусство боя на мечах

Первое достижение в искусстве боя на мечах – единство человека и меча. Когда это единство достигнуто, даже травинка может стать оружием.

Второе достижение – когда меч существует лишь в сердце мастера, отсутствуя в его руке. Тогда можно поразить врага за сто шагов голыми руками.

Но высшее достижение искусства боя на мечах – это отсутствие меча как в руке, так и в сердце мастера. Такой воин пребывает в мире со всем остальным миром. Он даёт обет не убивать и несёт мир человечеству.