Рецензия 2 курс


Доцент кафедры психотерапии РМАПО
кандидат медицинских наук
Колосов В.П.

РЕЦЕНЗИЯ-ОТЗЫВ
на методическое пособие ЦПФС «Единение»
«Лекции второго курса»


Если в Лекциях первого курса предлагались основные общие методологические принципы и положения смысла, цели жизни, которыми руководствуются члены Центра «Единение», то Лекции второго курса носят более прикладной характер, они обозначены как «Энергетические основы нравственности» и содержат последовательную информацию по исследованию и коррекции негативных эмоций, нравственно-этических категорий, влечений таких как страх, агрессия, жадность, зависть, отчаяние, тоска, тщеславие и др.


Практически подобная работа осуществляется в учебных группах под руководством инструкторов. Используется система группового взаимодействия членов группы друг на друга динамического характера. Взаимоотношения в группах пронизаны чувством взаимопонимания, поддержки; принятия слабостей и недостатков членов групп, но без потакания им, а наоборот, стремления ненавязчиво добиваться их устранения.


Весь курс Лекций рассчитан на то, чтобы «замотивировать» слушателей и занимающихся на позитивную личностную трансформацию и самосовершенствование. При этом ведущим звеном процесса является идея ответственности каждого за свою судьбу; идея, которая в теории и практике экзистенциально-гуманистической психологии, доминирующей в современной психотерапии, является основополагающей.


Все разрушительное и деструктивное в человеке авторы лекций связывают с понятием ЭГО, некой психоэнергетической субстанции, являющейся сосредоточием негативного в человеке, комплекса «нечеловеческих» животных проявлений, являющихся альтернативными высшим качествам духовно развитой личности.


Фактически смысл физического и нравственного воспитания направлен на смягчение и устранение проявлений невротической расщепленности, присущей человеку, и проявляемой в поведенческих реакциях на основе властолюбия, жадности, садизма, нетерпимости, эгоцентричности и самолюбования, зависти, агрессии и др.


Параллельно с этим идет формирование и развитие тех лучших качеств, которые медленно и мучительно рождались в процессе человеческой эволюции: любви, совести, взаимопомощи, добра, чести, терпения, при этом независимости и самостоятельности.


Очень важным аспектом занятий является воспитание убежденности в том, что в человеке превалирует доброе, здоровое начало, что «он создан для лучшего, что он может стать лучше».


Последовательно рассматриваются обозначенные негативные образования, делаются во многом удачные попытки проследить их корни, выводящие на осознанный уровень «темные», бессознательные, инстинктивные ущемленные психосоматические комплексы и, следовательно, позволяющие человеку «подняться» над ними, поставить их под свой контроль, а возможно и изжить вовсе.


Авторы Лекций пользуются «биоэнергетической» терминологией («каналы энергий», «энергетическая подпитка» и др.) для объяснения своих положений.


Хотя многие представители научного мира воспринимают такой подход как умозрительный и мало подкрепленный реальными фактами, не следует забывать, что ряд выдающихся мыслителей рассматривали «энергетический мир» человека, как реальность (К.Г. Юнг, А. Маслоу и многие другие).


Термин Эго в психологической и философской традиции понимается иначе, чем у авторов лекций, позиция которых близка классическому образу «Тени» К.Г.Юнга, негативной самости, сложного комплекса личностных качеств, вытесненных в бессознательное из-за несовместимости с персоной.


Указанные замечания не являются принципиальными ввиду того, что курс Лекций не претендует на то, чтобы быть научным исследованием, он призван в доступной форме обосновать и донести до сознания человека, даже совершенно не подготовленного, те основополагающие положения, на основе которых формируется истинно «человек разумный», целенаправленно изменяющий и совершенствующий себя в соответствии с законами развития Природы, что одновременно подразумевает и совершенствование его среды обитания.


Отказ от вредных и порочных привычек, зависимостей, специфика питания (безубойная пища), гармонизация семейных взаимоотношений готовят личность к иному восприятию мира, не агрессивного, а естественного взаимодействия с обществом и Природой, частью которых является человек.


Общая концепция Лекций с их ориентацией на общечеловеческие ценности, с опорой на то лучшее, что Природой заложено в человеке, может послужить основой формирования нового, позитивного мировоззрения. На сегодня же, в условиях паралича властных и воспитательных структур государства, материалы Лекций позволяют предложить населению реальную возможность противостояния негативным воздействиям среды в широком спектре от социально-личностных до экологически-разрушительных факторов.


С медицинско-психологических позиций Лекции могут послужить важным вкладом в общий процесс оздоровления масс населения, когда состояние здоровья большинства, а особенно молодого поколения, ставит под вопрос само существование нации (катастрофический рост уровня тревожности, депрессий, психосоматических заболеваний, зависимостей, самоубийств и др.).